Основные цели Бога, связанные с созданием человечества

Сцели Богаогласно библии, Бог преследовал не одну, а две основные цели, когда поместил человечество на земле. Первая цель состояла в том, что только человек среди тысяч других земных существ, обладая уникальным статусом и функцией существа, созданного по образу и подобию Божьему, должен быть представителем и наместником Бога, в сущности – Царем Земли, способным управлять ею и развивать ее. Вторая главная цель придавала людям бесконечно более высокий статус и положение, чем первая. Будучи изначально творениями Бога, люди, получили возможность стать детьми Божьими, порожденными самой жизнью Бога, и в силу этого им была дана возможность стать зрелыми сыновьями и дочерьми  Бога.

Исторически вторая – эта цель является логически первой и потому более важной из данных двух. Это была конечная цель Бога, которой и было подчинено создание мира, создание человечества по образу Божиему как необходимая первая стадия для ее осуществления. В библии об этом говориться так: «…Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы  благодати Своей, которую Он облагодатствовал нас в Возлюбленном»

Несмотря на исключительное величие, обе эти цели неизбежно сопряжены с болью и страданием. Первые христиане, на долю которых, помимо обычных человеческих страданий, выпали еще и преследования за веру, тем не менее, выражают свою уверенность в том, что эти страдания имело смысл переносить. Вот как об этом говориться в новом завете: «…Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас»; «…кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу»

Итак, наша первая задача – попытаться более глубоко вникнуть в величие этих двух целей.

Первая цель: человечество как Творение Бога

Нет необходимости повторять то, что мы уже говорили в первом томе «Мировоззрения…» о величии роли человека в управлении Землей, ее ресурсами и потенциалом, которое было передано человеку Богом. Нет также необходимости подробно останавливаться на известных фактах, свидетельствующих об успехе, достигнутом человеком в выполнении своей миссии. Достижения человека в области науки, техники, медицины, изобразительного искусства, литературы и разных отраслей производства очевидны. Все мы пользуемся благами, которые стали возможны благодаря этим достижениям (хотя, к сожалению, доступ к этим благам в масштабах планеты неодинаков и есть некоторые страны, которым они недоступны). Приведем два наиболее поразительных примера овладения человеком тайнами природы, в каком-то смысле символизирующих другие многочисленные достижения.

Первый из этих примеров – это расшифровка генетического кода. Она демонстрирует высочайший уровень человеческого интеллекта и изобретательности и дает надежду на благополучный исход борьбы с генетически обусловленными заболеваниями. В то же время это открытие дает в руки человека мощнейший инструмент власти, который непредсказуемым образом может повлиять на изменение генома человека и возможности контроля над человечеством. (Уровень этого контроля столь высок, а его потенциальные последствия столь непредсказуемы, что возникла срочная необходимость ответить на вопрос: откуда должны быть почерпнуты моральные, духовные и этические принципы для контроля за учеными, владеющими этим инструментом, и для пресечения их возможных попыток поиграть в богов и таким образом превратиться в тиранов по отношению к своим собратьям?)

Второй пример уровня, достигнутого человечеством в освоении природы, который может символизировать остальные его возможности, — это освоение космоса. И речь идет не столько собственно о путешествиях человека в космос (пока преодолеваемые им расстояния еще не столь значительны), сколько о возможностях контроля с Земли за космическими аппаратами, находящимися на расстоянии многих миллионов километров от Земли, скажем вблизи юпитера, а также о возможностях наблюдения галактик, расположенных на краю Вселенной, с помощью рентгеновских, ультрафиолетовых, инфракрасных и радиотелескопов. Человеческий интеллект может путешествовать во Вселенной, по ее истории, по ее настоящему и будущему. Он может задаваться вопросами о том, как она возникла и когда и как завершится ее существование.

Таким образом, в свете прогресса человечества слова древнего псалмопевца приобретают особый смысл: «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то, что есть человек что ты помнишь его, и сын человеческий, что ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его»

Вторая цель Бога: люди как дети Божьи

Напомним еще раз формулировку этой цели, которую мы уже приводили ваше: «Он избрал нас в нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред ним в любви, предопределив усыновить нас себе через Иисуса Христа, по благоволению воли своей, в похвалу славы благодати своей, которою он облагодатствовал нас в Возлюбленном»

Дополним это формулировку ключевым текстом из Нового Завета, посвященным этой теме: «В мире он был, и мир через него возник, и мир его не познал. К своим пришел, и свои его не приняли. Всем же, кто принял его, — дал им власть стать чадами Божьими, верующими во имя его, которые не от крови, и не от хотения плоти, и не от хотения мужа, но от Бога были рождены»

Нельзя не обратить внимание на то, что в обоих процитированных текстах используется исключительно высокий поэтический стиль. Но это не означает, что авторы этих высказываний не имеют в виду ничего определенного. Они вкладывают в эти высказывания вполне конкретный теологический смысл. Только воспринимая точный технический смысл этих библейских текстов, мы можем понять глубокое различие между первой целью Бога – созданием человечества – и его второй целью – переходом людей в новое качество – их рождением от Бога, их превращением в детей Божьих, их последующим развитием в этом качестве.

Различие между двумя процессами («создание» и «рождение») и между их результатами (люди как творения Божьи и люди как дети Божьи)

В рассуждениях о религии на уровне обыденного сознания различие между этими двумя процессами и их результатами иногда затемняется. Это приводит к тому, что все человеческие существа автоматически считаются чадами Божьими. Но это неверно. Бог, конечно, любит все человеческие существа, поскольку он их создатель, а они – его творения. Пользуясь обычным языком, можно сказать, что он заботится о них по-отцовски. Но, говоря на специальном языке Библии, нужно сказать, что все человеческие существа являются творениями Божьими, но не все они являются чадами Божьими. Более внимательный анализ приведенного выше текста из Евангелия от Иоанна делает это различие совершенно ясным.

  1. Человеческим существам сказано, что если они хотят быть чадами Божьими, то они должны ими стать. Очевидно, что вы не можете стать тем, кем вы уже являетесь.
  2. Никому из нас не было дано выбрать: быть зачатыми своими родителями и родиться в этот мир в качестве творений Божьих – или нет. Но стать чадом Божьим – это вопрос активной личной веры и выбора. Только те, кто принимает Христа и верит в его имя, получают возможность стать детьми Божьими.
  3. Более того, в обсуждаемом тексте явно говорится, что нас не могут сделать чадами Божьими наши родители или наша собственная воля. Это процесс рождения Богом, рождения от Духа Божьего, посредством которого Бог вселяет в нас жизнь.

Таким образом, уже в самом описании процесс рождения от Бога заложено различие между творениями Божьими и детьми Божьими: творения Божьи им создаются, а дети Божьи им рождаются. Для того чтобы пояснить эту мысль, воспользуемся аналогией. Инженер-электронщик не может стать отцом, используя те же самые операции, которые он применяет как создатель компьютера. Он делает, или создает, компьютер, но он нуждается и в собственном ребенке. Создаваемый им компьютер обладает большими возможностями, значительно превышающими возможности ребенка. Но компьютер не может стать потомком инженера, то есть унаследовать его жизнь, тогда как ребенок может. Заключает в себе жизнь отца, ребенок будет развиваться, и развивать отношения со своим отцом, доставляя ему радость и любовь, которые не может доставить ему компьютер.

Вернемся к отношениям между человеком и Богом. Процесс становления чадом Божьим совершается не только в конце жизни или в момент смерти. Хотя он имеет вечные следствия, это такой процесс, который происходит в земной жизни человека, если он вообще происходит. Христианский апостол Иоанн в послании к своим собратьям по вере пишет: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими. Мир потому не знает нас, что не познал его. Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны ему, потому что увидим его, как он есть». А в другом библейском тексте говориться так: «Ибо, кого он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего»

И, наконец, тот факт, что верующие во Христа стали детьми  Божьими как в их текущей, так и в их вечной жизни, приводит к замечательным следствиям. В Библии об этом говориться так: «Сей саамы Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с ним страдаем, чтобы с ним и прославится»

Христианский апостол, автор этого текста, как и все, кто разделяет с ним его веру, постепенно осознает вечное богатство славы, которое заключает в себе это наследство. И он говорит об этом уверенно и искренно: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас»

Цели Бога: краткие выводы

Итак, Бог предопределил две основные цели для человека:

  1. Он поместил человека в этот временный мир как Свое Творение, чтобы человек действовал как Его наместник на Земле, осуществляя управление ее ресурсами и развитие е потенциала
  2. Он сделала так, что человек, еще находясь в этом мире, может стать чадом Божьим посредством духовного рождения и тем самым унаследовать жизнь Отца и получить возможность общения с ним.
  3. Он также сделал возможным развитие и образование человека как чада Божьего с помощью Святого Духа, Слова Божьего, воспитания Отцом на протяжении жизни, в результате которого человек превращается в зрелого сына или дочь Бога.
  4. Рано или поздно, в жизни после смерти, после смерти, человек будет наслаждаться совершенным общением с Богом, и царствовать вместе с Христом над вечными новыми небесами и Землей, которые Бог еще сотворит.

Изложение этих вопросов возвращает нас к нашей фундаментальной проблеме: если Бог предопределил данные цели для человечества, то, как получилось, что достижение этих целей сопряжено с болью и страданием, которые обрушиваются не только на тиранов и закоренелых преступников, но и на все человечество?

Далее

Назад

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


9 + 4 =