Этические проблемы, связанные с развитием науки и техники

Этически вопросы при создании новой жизниПри обсуждении вопросов создания новой жизни следует отдельно остановиться на тех новых возможностях и тех новых этических проблемах, которые возникают в связи с последними достижениями науки и техники. Современная наука способно помочь супругам в случае бесплодия; предупредить рождение детей с серьезными дефектами; она может исследовать стволовые клетки и производить клонирование в терапевтических целях, обеспечивая возможность серьезных заболеваний, подобных болезням Паркинсона или Альцгеймера.

Каковы же эти проблемы? Если научные достижения помогают решать какие-то проблемы со здоровьем, имеет ли смысл обсуждать средства решения этих проблем? Не является ли обсуждение этических аспектов этих достижений бессмысленным занятием?

Надо сказать, что сами по себе подобные вопросы уже обнаруживают определенную этическую позицию. Смысл этой позиции в том, что если определенные действия приносят благо, то средства достижения этого блага автоматически считаются также благом. Подобная политика, напомним, составляет суть утилитаризма. Утилитаризм гласит, что наша основная цель в жизни – способствовать наибольшему удовольствию и благополучию наибольшего числа людей. Но он также гласит, что если для достижения этого блага необходимо уничтожить жизнь невинного человека, то ее нужно уничтожить, не задавая лишних вопросов. Другими словами, нравственность поступка зависит не от качества самого поступка, а от результатов, к которым он приводит.

Другие философы, подобно Канту, категорически отвергают данную позицию, рассматривая ее как противоречащую подходу к нравственности с позиции здравого смысла. Цель, утверждают они, не оправдывает средства. Если поступок сам по себе отвратителен, то, какими бы благими ни были его результаты, он остается аморальным и недопустимым.

В свете этой дискуссии обратимся к некоторым проблемам, которые возникают в связи с использованием современной науки и техники для решения проблем, возникающих при создании новой жизни. Например, проблемы с вязанные с бесплодием.

Решение проблемы бесплодия с помощью оплодотворения

Бывают такие ситуации, когда сперма мужа и яйцеклетки жены вполне полноценны, но существую какие-то препятствия, мешающие процессу оплодотворения. Оплодотворение – это процедура, с помощью которой сперма потенциального отца используется в лабораторных условиях для оплодотворения яйцеклетки, взятой у потенциальной матери. Оплодотворенная яйцеклетка затем помещается в матку, где плод нормально развивается.

Конечно, существует целый ряд практических проблем, связанных с этой процедурой. Однако здесь речь пойдет не о них.

Несомненно, что эта техника в тех случаях, когда она дает положительный результат, приносит счастье супружеским парам, которые в противном случае не смогли бы произвести на свет ребенка. Однако в связи с использованием этой техники следует сделать два замечания. Прежде всего, очевидно, что эта техника сама по себе не наносит ущерба браку двух людей. Она просто служит инструментом завершения естественных процессов, которые по какой-то причине оказываются блокированными. Конечно, некоторые моралисты считают, что искусственное получение эмбриона уже само по себе является недопустимой манипуляцией с новой жизнью. Однако более существенно, что в ходе искусственного оплодотворения может быть получено больше эмбрионов, чем может быть имплантировано в матку. Остальные уничтожаются. А если эмбрион – это уже человеческая жизнь, то ее производство и последующее уничтожение – это уже серьезная этическая проблема.

Участие третьих лиц в создании человеческой жизни: использование донорской спермы и донорских яйцеклеток

Потребность в участии третьих лиц в создании новой жизни возникает тогда, когда либо жена, либо муж по какой-то причине бесплодны. Предположим, что бесплодием страдает муж. В прошлом единственным способом решения этой проблемы было вступление женщины в половые отношения с другим мужчиной, которые, тем не менее, рассматривались как супружеская неверность, нарушающая святость союза между супругами.

В наше время эта проблема решается иначе. Мужчины анонимно сдают сперму в банк спермы, где она хранится. Если муж страдает бесплодием, супружеская пара может обратиться в банк и заявить, что она хотела бы, чтобы сперма анонимного донора была использована для оплодотворения яйцеклетки жены. После оплодотворения жена может произвести на свет ребенка. Считается, что подобная техника отвечает естественному желанию женщины иметь ребенка и приносит ей радость материнства. Может ли это вызывать какие-то возражения?

Этические проблемы использования донорской спермы

Главная этическая проблема здесь состоит в том, что нарушается уникальная супружеская связь между мужчиной и женщиной. Надо сказать, что эта ситуация отлична от той, когда мужчина женится на вдове, имеющей детей от первого брака. Ведь первого мужа женщины нет в живых, и мужчина, вступающий с ней в брак, с самого начала знает (впрочем, как и дети, если они достаточно взрослые), что он не их «биологический отец. Нарушения святых уз брака не происходит.

Использование донорской спермы обезличивает процесс создания человеческой жизни. Ведь в этом случае зачатие и вынашивание ребенка уже не является результатом интимных отношений женщины с мужем.

Подобная процедура может также поставить под сомнение идентичность ребенка. Частью идентичности ребенка как человеческого существа является знание о том, кто его родители. Печально, когда дети этого не знают. Иногда это случается, когда ребенок остаются сиротой. Бывает, что от некоторых детей отказываются родители, и тогда их воспитание берет на себя государство или приемные родители. Если приемные родители решают сообщить своему ребенку о том, что они не являются его «биологическими» родителями, то они должны учесть особенности своего ребенка, чтобы не травмировать его. Ребенок может отреагировать на такое сообщение по-разному. Некоторые дети переживают это легко, тогда как для других – это травматичный опыт, побуждающий их заниматься поисками своих «настоящих» родителей.  Травма может быть усилена тем, что «настоящие» родители по какой-то причине не хотят признавать своего ребенка. Встреча с «настоящими» родителями может быть для них также травматичной, если по каким-то причинам, живя в новом окружении, они не хотят обнаруживать своих прежних отношений.

Однако ситуация с оплодотворением с помощью донорской спермы иная. Во многих странах анонимность доноров гарантируется государством. Причина подобных правил в том, что если бы анонимность доноров не соблюдалась и их личность могла бы быть установлена ребенком, родившимся в результате оплодотворения, то это привело бы к существенному сокращению потенциальных доноров. Анонимность важна еще и потому. Что она исключает возможность появления донора в семье, где растет ребенок, появившийся в результате оплодотворения,  и предъявления донором претензий на отцовство.

Искусственное оплодотворение производится также в тех случаях, когда бесплодием страдает жена. Тогда спермой мужа производится оплодотворение донорской яйцеклетки, которая затем вживляется в матку его жены.  Подобная процедура, разумеется, удовлетворяет потребность женщины в материнстве, но неизбежным в данном случае является то, что родившийся у нее ребенок, строго говоря, не является ее генетическим ребенком. Руководствуясь этими соображениями, многие бездетные супружеские пары склоняются к тому, чтобы смириться со своей бездетностью либо к тому, чтобы усыновить чужого ребенка.  В этом случае, по крайней мере, не изменяется базовая генетическая структура семьи. Надо сказать, что усыновление принесло радость не только многим супружеским парам, но и многим детям, поскольку в результате усыновления дети, которые не по своей вине остались без родителей, обретают семью и тем самым – возможность вырасти под присмотром любящих родителей. А таких детей в мире пока еще очень  много.

Однако дело не только в этом. Использование донорской яйцеклетки поднимает те же самые этические проблемы, которые мы рассматривали в связи с использованием донорской спермы. И, корме того, здесь мы также сталкиваемся с тем фактором, что процесс искусственного оплодотворения приводит к уничтожению лишних эмбрионов. Именно этот этический вопрос выходит на первый план при рассмотрении новых технологий в области репродуктивной сферы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


1 + 1 =