Многим людям утверждение о том, что религия служит средством исправления ошибок и просчетов человечества, средством лечения нравственных болезней, цинизма и нигилизма, кажется, по крайней мере, проблематичным, если не вообще невероятным. Посмотрите на историю религии, говорят они. Религия является причиной бесконечных войн, несчастий и кровопролитий. И не столкновение ли между мировыми религиями служит сейчас международных конфликтов и терроризма? Действительно, христианский мир, оспаривая священные земли, не раз поднимал оружие против мусульман, турок и иудеев и уничтожил множество «неверных». Католики в Испании публично мучили и сжигали иудеев и протестантов. А протестанты, в свою очередь, в других странах сражались против католиков и казнили католических «еретиков». Индуисты и мусульмане до сих пор сражаются друг с другом за обладание священными землями и религиозными святынями. Не является ли идущий и поныне спор за обладание храмовой горой в Иерусалиме угрозой мирному существованию многих стран? К этому следует добавить, что в прошлом веке светские (секулярные) идеологи во многих восточных и западных странах продвигали свои системы с подлинно религиозным фанатизмом и мессианским абсолютизмом, уничтожая при этом людей, несогласных с этими системами, и разрушая экономические механизмы, не укладывающиеся в догматические рамки этих идеологий. Опираясь на эти фактические сведения, противники религии говорят, что нужно добиваться не усиление влияния религии, а его уменьшения.
Другие люди с ними не согласны. Эти последние испытали на себе пустоту атеизма, вульгарного материализма и секуляризма и их неспособность служить в качестве твердых оснований для мотивации нравственных поступков, для нравственности на уровне индивидуального поведения и общества в целом. Они интуитивно ощущают, что религия, обладая особым духовным измерением, могла бы служить таким основанием и пробуждать в людях веру, надежду и смелость, активизировать заинтересованность в общественных делах, альтруизм и нравственность, необходимые для укрепления социальных связей в семь и обществе. Они думают, что, может быть, именно религия будет способствовать укреплению этих связей, при условии – и это очень серьезное условие, – что все религии перестанут бороться друг с другом и начнут работать вместе во имя общего блага.
Все это понятно. И, зная запрет Христа на использование силы и в целях защиты, и в целях расширения Его Царства и истины, все христиане не могут не испытывать чувство стыда, вспоминая о тех, кто прикрываясь именем Христа, атаковал другие религии, пытаясь навязать христианскую Благую весть силой.
Множественность религии
Теперь рассмотрим еще одни подход к множественности религий и их существованию. Этот подход можно представить в виде следующей последовательности аргументов.
- Именно подчеркивание различий между разными религиями было и до сих пор остается причиной враждебности между людьми разных вероисповеданий.
- Подчеркивание различий между религиями не разумно, поскольку все религии в своей сущности стремятся к одной и той же цели. Они могут идти разными путями, но все эти пути идут к одной и той, же вершине, и все они рано или поздно сойдутся в одном и том, же месте.
- Таким образом, долг всех религий и религиозных людей заключается в том, чтобы прийти к согласию и проповедовать то, что все они ведут к одному и тому же Богу, что все они стремятся к одной и той же цели и что их различия практически не важны. Поэтому все они могут и должны работать вмести во имя общего блага.
Подобный подход на первый взгляд кажется очень привлекательным. Но его внутренняя согласованность зависит от того, являются ли истинными его исходные посылки. Эти посылки таковы:
- Главная цель всех религий состоит в том, чтобы научить всех людей хорошо относиться друг к другу;
- Все религии единодушно признают это своей основной целью;
- Все религии согласны с тем, что особенности представлений и догматов, на которых они основаны, имеют минимальное значение.
Посылка 1 кажется обоснованной, так как обучение людей моральному кодексу составляет одну из функций всех полноценных религиозных систем. И все эти моральные кодексы имеют много общего. В них входит забота о маленьких детях и стариках; помощь бедным; опека сирот и уход за больными; уважение к собратьям; честность и правдивость; отсутствие эгоизма; гражданственность и прочее.
Но следует учесть при этом, что не все религии считают своей главной целью заботу о нравственности. Так, древние греки и римляне поклонялись богами и богиням, которые в посвященных им мифах вели себя более аморально, чем поклонявшиеся им люди. Серьезные этические учения в Древней Греции и Древнем Риме развивались не в рамках религии, а в рамках философии.
Другой контрпример к первой посылке – это поклонение предкам или духам, до сих пор распространенное в развитых странах. Это поклонение связано не только и, вероятно, не столько с проявлением любви и уважения к памяти почивших предков, сколько с ублажением духов предков с помощью соответствующих ритуалов, призванных удержать их в мире духов и предупредить их возвращение в дома живых потомков. Приведем еще один подобный пример. Иногда жертвоприношения богам осуществляются для того, чтобы заручиться их помощью для участия в футбольной лотерее или борьбе против конкурентов в бизнесе.
Посылка 2 строится на том, что все развитые религиозные системы ставят своей целью призывать людей к хорошему отношению к другим и к выполнению своего долга перед обществом. Но эта предпосылка не верна. И если сторонники таких религиозных систем с ней не согласятся, то они будут правы, так как религия не сводится к философии морали. Хотя религиозные системы и предусматривают, как, например, христианский Новый Завет, «призирать сирот и вдов в их скорбях», религия – это значительно больше, чем благотворительность. Религия – это, прежде всего отношения с Богом или с богами, и главное здесь – правильно или неправильно человек строит свои отношения с Богом или с богами. Атеист может посвятить свою жизнь работе на благо своих сограждан, и мы предполагаем, что большинство атеистов так и делает. Но в своих отношениях с Богом атеист серьезно заблуждается. Для иллюстрации своего тезиса приведем пример.
В начале многих веков мировые моря бороздили пиратские корабли. На некоторых из этих кораблей пираты вели себя по-товарищески по отношению друг к другу. Скажем, если они захватывали корабль, то честно делили между собой добычу. И их вполне устраивал такой характер взаимоотношений и моральные нормы, которым они следовали. Но при этом для них не имело значения, что они были пиратами и действовали вопреки государственным законам, существовавшим на суше. Если они попадались в руки государства, то их поведение по отношению друг к другу не спасало их от виселицы.
Если существует высшее существо, Творец, которому мы обязаны своей жизнью и дыханием, то наш первый долг перед Ним – возлюбить Его всем сердцем своим, всей душою своею и всеми силами своими, как говориться об этом в священном писании, а затем – возлюбить своего ближнего, как самого себя. Вторая заповедь тесно связана с первой, так что в Новом Завете утверждается: если кто-то говорит, что он любит Бога, и при этом ненавидит своего брата, то он лжец, «…ибо не любивший брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Но если я хорошо отношусь к своему брату и при этом не признаю Бога, отрицаю Его авторитет, отказываю Ему в своей любви, послушании и верности, то когда Он призовет меня к ответу, меня не спасет мое благонравное поведение по отношению к своему ближнему.
Посылка 3, состоящая в том, что все религии могут поступиться своими догматическими и ритуальными особенностями, оскорбительна для верующих и ставит под сомнение их принципиальности и интеллектуальные способности. Кроме того, она граничит с абсурдом. Без специфических особенностей в сфере вероучения и культа религия не может существовать. Более того, люди должны обладать свободой совести, то есть иметь возможность честно и свободно исповедовать свои религиозные убеждения, при условии, что они не чинят насилия. Истина и логика требуют, чтобы они имели возможность искренне и открыто утверждать, что противоречащее истине является ложным. Ни одна религия не согласится с тем, что ее вероучение является просто формой прагматизма, при которой не имеет значения, являются ли ее догматы истинными или нет.
В силу тех же самых причин, ни у какой религии нет права на насильственные действия против людей, не разделяющих ее вероучения. Религия, которая прибегает к силе государства, чтобы запретить, кому бы то ни было высказывать сомнения в истинности ее догматов, тем самым обнаруживает слабость этих догматов, что ни в коей мере не ставят под сомнение искренность тех, кто исповедует данное религиозное учение. Но искренность сторонников учения не может служить гарантом истинности или безопасности данного учения. Воспользуемся для истолкования своего тезиса сравнением религиозной и медицинской практик. Все формы медицинской практики подчинены одной цели: излечению больных. Но не все направления медицинской деятельности являются равно эффективными и безопасными. Некоторые из них грозят бедой. Не нужно быть очень искушенным в медицине человеком, чтобы не глотать содержимое любого пузырька, на котором наклеена этикетка, указывающая на то, что это лекарство. Мы все верим в объективность истины, когда речь идет о медицине. Точно также мы не можем позволить себе допустить, что данное вероучение верно только потому, что оно называет себя религий.
Итак, нам нужно честно ответить на вопрос, вынесены в название данной статьи: у всех ли религий одинаковая цель? Для этого мы рассмотрим в следующих статьях пять мировых религий: индуизм, буддизм, иудаизм, христианство и ислам. Мы рассмотрим особенности их учений, которые составляют принципиальную основу любой религии.