В чем именно состоит дефект человеческой природы и как он связан с болью, страданием и смертью?

Дефект человеческой природыОбозревая исторический процесс, легко убедиться в том, что зло, свойственное человеческой природе, привело к бессчетным страданиям людей. Но это составляет проблему морального зла, которую мы обсуждали ранее. В этой статье речь идет о проблеме природного (естественного) зла: почему, если Всеблагой и Всемогущий Бог сотворил нас, мы, его творения, страдаем от природных катаклизмов, болезней – физических и психических – и наконец, умираем? И как связано это состояние дел с дефектом, или порочностью, человеческой природы?

Исходным пунктом для ответа на этот вопрос нам послужит высказывание из Библии: «…одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть…»

Смысл этого высказывания в том, что человеческая смерть, в разных формах и степенях сопряжения с болью и страданием, восходит к сознательному акту непослушания Богу со стороны первого представителя человеческого рода.

Этот тезис в Библии сформулирован живым и ясным языком. Непослушание Адама как бы уподоблено открытым воротам, через которые грех вошел в мир людей и вещей. Обратите внимание на то, что слово «грех» употребляется здесь в единственном, а не во множественном числе («грехи»). Это высказывание относится не к бесконечному разнообразию человеческих прегрешений, которые с тех пор были допущены, а к греху как принципу. Библия определяет принцип греха как беззаконие. Это определенная позиция, состояние сознания, предрасположенность, или диспозиция. Этот термин обозначает самомнение, с которым человеческое существо настаивает на своей собственной воле и желании, противопоставляя их воле или власти Бога. Человеческое существо, стоящее на подобной позиции, в Библии обозначается с помощью термина «плоть». Рассмотрим следующее высказывание: «…плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут»

Важно отметить, что в подобных контекстах термин «плоть» имеет специальный смысл. Обычно слово «плоть» служит для обозначения тканей человеческого тела. И в этом смысле оно не имеет никакого отношения к греху. Но когда человеческие существа начинают полагаться на свою собственную мудрость и силу, а не на силу Бога, и более того, когда они утверждают свою собственную волю, противопоставляя ее воле Бога, то Бог определяет таких людей как «плоть». Тем самым он напоминает им об их хрупкости как существ, наделенных уязвимой плотью и отличных от Всемогущего Бога, который есть Дух; об их безрассудном отвержении Бога и абсурдном стремлении жить независимо от того, кому они, на самом деле, обязаны своей жизнью и всеми благами. В Библии говорится: «…проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа»

Поэтому когда христианский апостол пишет «Помышления плотские суть смерь», то он имеет в виду не просто грехи, которые люди обычно связывают с «грехами плоти», то есть пьянство, обжорство или сексуальную распущенность, а отношение к жизни, продиктованное стремлением быть независимым от Бога и непослушным ему. А такое отношение, настаивает Библия, необходимо влечет за собой смерть.

Грех человеческой природы Адама

Согласно рассказу о сотворении мира, грех Адама состоял в том, что он съел запретный плод. Теперь многие люди считают, что выражение «съесть запретный плод» означает сексуальные отношения. Но в библейском рассказе о сотворении мира нет и намека на такое толкование.

Другие люди пытаются критиковать этот рассказ. Они говорят, что Бог предстает в нем как ограниченный тиран. Своим поступком Адам, рассуждают они, нарушил какое-то пустяковое правило. Смертная казнь как наказание совершенно несоразмерна его поступку. Но подобная интерпретация свидетельствует об абсолютном непонимании смысла рассказа.

Непослушание Адама явилось, на самом деле, результатом его принципиального несогласия с Богом в вопросе о природе жизни и серьезной опасности смерти для человека. Бог предупреждал Адама и Еву, что если они попробуют плод с дерева познания добра и зла, ослушавшись его и проявив полную независимость от Бога, то они обязательно умрут. Но искуситель сумел привлечь внимание Евы к дереву, и она увидела, «…что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому, что дает знание …» Ева подумала, что дерево обещает физическое, эстетическое и интеллектуальное удовольствие. Кроме того, искуситель напрочь отверг слова Бога о том, что вкушение плодов этого дерева, вопреки указаниями Бога и независимо от Него, означает смерть. Он уверил Адама и Еву в том, что вкушение плодов дерева приведет не только к большему наслаждению жизнью, но и к освобождению и независимости от Бога («вы будете, как боги, знающие добро и зло»). Искуситель пообещал, что потом они смогут сами определять, что есть добро, а что есть зло, не прибегая к помощи Бога и его слову. Согласно этой интерпретации Божьего запрета, он был продиктован тираническим желанием Бога подавить человечество и заставить его подчинятся Его произвольным предписаниям. Поэтому, сказал искуситель, они должны утвердить свою свободу и вкусить всю полноту жизни.

Нет смысла задаваться вопросом, что это было за дерево, или задумываться о том, что же это были за плоды, поедание которых приводило к знанию о добре и зле. Подобное направление интерпретации может увести нас в сторону от понимания смысла рассказа. Поедание плодов любого дерева, а на самом деле – любое действие, продиктованное любым мотивом, противоречащим воле и  слову нашего творца, является беззаконием. Установка, которая противополагает волю сотворенного существа воле Творца, отодвигающая творца в сторону и переводящая на передний план преследование собственных эгоистических интересов и собственное понимание жизни, и называется грехом. А грех, как предупреждал человека господь, автоматически  ведет к смерти. Нет ничего плохого в физическом и эстетическом наслаждениях, а также в приобретении нравственной мудрости и знаний самих по себе. Но считать, что этими и другими подобными вещами исчерпывается жизнь и что можно наслаждаться ими совершенно независимо от бога, игнорируя его слово, — это принципиальная и трагическая ошибка. Бог – не только единственный источник всех благих вещей, которыми мы наслаждаемся. Он – Высшее благо, которое придает конечный смысл и значение второстепенным благам в нашей жизни, которые он нам посылает. Высший принцип жизни, провозглашенный Богом в Ветхом Завете и повторенным Христом в Новом Завете, состоит в следующем: «…не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Рассмотрим вымышленную ситуацию. Представьте себе, что вы встретили подругу, с которой вы познакомились два года тому назад. И тут вы замечаете, что она носит обручальное кольцо, и решаете, что она помолвлена с кем-то. Сначала вы обращаете внимание на само кольцо, его форму и материал. Но потом, естественно, вы задаете ей вопрос: «Кто же этот счастливец?»  Предположим, она отвечает: «Какой счастливец?» — «Ну, человек, который подарил тебе обручальное кольцо?» — «Никто мне ничего не дарил, — говорит она. – Я не интересуюсь мужчинами и не верю в брак. Мне не нужен никакой мужчина».

Что вы скажете ей в ответ? Обручальное кольцо остается прекрасным образцом ювелирного искусства. На него приятно посмотреть. Но если за ним не стоит человек, который подарил его в знак любви и будущего брака, то это означает, что девушка, которая его носит, отрицает смысл кольца.

Точно также, если вы получаете удовольствие от того, что несет в себе жизнь и что на самом деле подарено нам Творцом, и вместе с тем стремитесь изолироваться от него и отвергнуть Его предписания, то это означает, что вы лишаете себя высочайшего уровня жизни, который состоит в том, чтобы жить в общении с Живым Богом. В действительности это начало смерти, и если вы упорно остаетесь на этой позиции, то смерть становится необратимой и вечной.

Назад

Продолжение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


4 + 7 =