Три основных последствия греха Адама для человечества

последствия греха АдамаНиже мы приведем три наиболее ощутимых последствия греха Адама, которые ближе подведут нас к библейскому пониманию боли и страдания.

1. Духовная смерть человека

Как гласит библейский рассказ, Адам и Ева, нарушив запрет Бога, сразу же почувствовали какое-то сильное изменение, сначала – в своем сознании, а потом – в своем понимании Бога. Они осознали свою наготу, им стало стыдно своей наготы, и они попробовали скрыть ее. Сначала чувство стыда было вызвано их физической наготой, но затем оно стало более глубоким, поскольку, услышав голос Господа Бога в саду, они попытались спрятаться от него среди деревьев. Разумеется, это им не удалось, так как нигде в нашем мире или даже во всей Вселенной человек не может спрятаться от своего творца, хотя многие и пытаются это сделать. В конце концов, Адаму пришлось выйти из своего укрытия и объяснить свое поведение: «…голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся»

Почему Адам и Ева побоялись предстать перед Богом нагими, ведь он и создал их нагими, и до сих пор они не стыдились своей наготы? Почему же они устыдились теперь? Из следующего вопроса Бога стала ясной причина стыда: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого я запретил тебе есть?»

Вот в чем заключалась причина: в осознанном отсутствии веры в слово божие, в нарушении его запрета, что автоматически повлекло за собой чувство стыда, вины, страха и наготы, причем речь шла здесь не, просто о физической обнаженности. Это была нагота, о которой в Библии далее говорится так: «Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно…судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от него, но все обнажено и открыто пред очами его: ему дадим отчет»

Таким образом, грех, из которого следует чувство стыда, вины и страха, разрушил близкие и доверительные отношения человека с Богом, источником его жизни, и привел к отчуждению, которое заставило человека убежать от Бога и спрятаться (если это возможно) или, по крайней мере, не жить в непосредственной близости к Богу. Это и является своего рода духовной смертью.

2. Физическая смерть человека

Мы уже говорили выше, что атеисты и многие другие мыслители видят в рассказе об Адаме и Еве только миф о происхождении человека и считают его абсолютно не историчным. И особенно они возражают против содержащегося в Новом Завете утверждения о том, что физическая смерть человека – это результат его греха. Против этого утверждения они выдвигают тезис о том, что человеческая смерть, как и рождение, является совершенно естественной. Конечно, говорят они, люди могут уйти из жизни раньше, совершив какой-нибудь необдуманный поступок. Но обычно смерть приходит либо в преклонном возрасте, либо в результате болезни совершенно естественным путем. Она не является результатом какого-то греха, совершенного прародителями человеческого рода. Некоторые (хотя и не все) генетики утверждают, как мы говорили выше, что старение и смерть наступают просто потому, что происходит изнашивание тепломеров в ходе мутаций и деления клеток.

Рассмотрим это возражение более подробно. Во-первых, в Библии не отрицается, что человеческая смерть наступает в конце более или менее длительного естественного процесса, в результате постепенного (или внезапного) прекращения функционирования одной из важных систем, служащих либо для поддержания жизни, либо для ее защиты. Согласно книге Бытия, физическая смерть человека наступила не сразу же после того, как он согрешил: его физическая смерть произошла на более позднем этапе жизни: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься»

Во-вторых, важно отметить, что в библии нигде не говорится, что созданный Богом человек был по своей природе бессмертен. Только Бог бессмертен, что свойственно самой его природе («Отец имеет жизнь в самом себе). Созданный Богом человек не «имел жизни в самом себе». Представленный самому себе, он рано или поздно должен был состариться и умереть, как оно, в конце концов, и случилось.

Библия говорит, что, для того чтобы Адам продолжал физически жить вечно, он должен был постоянно вкушать от Дерева Жизни, которое росло посреди Эдемского сада. О природе этого Дерева Жизни, реального, но в, то, же время символического, благодаря которому Адам мог поддерживать свою жизнь, нам ничего не сообщается. (Хотя о том, что это был символ, можно судить по таким отрывкам из нового завета, как откр. 2:7; 22:2). Напомним также, что в древней скинии, там, где помещался светильник, находилось символическое дерево жизни. Но как раз тогда, когда Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада, совершив свой грех, они потеряли доступ к Дереву Жизни. Именно в этом смысле в Библии говорится о том, что «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть…»

Скептики считают ненаучным представление о том, что Бог мог обеспечить первых людей какой-то особой субстанцией, способной поддерживать их жизнь вечно. Однако этот скепсис ни на чем не основан. Профессор Стив Джоунс (который, очевидно, не является теистом) указывает на то, что механизм, необходимый для продолжения жизни, был создан именно так, чтобы он мог поддерживать человеческий род вечно, как это и было в течение веков. Он пишет об этом так:

«Половые отношения возобновляют ход теломерных часов. Когда хромосомы объединяются в пары при образовании спермы и яйцеклетки, они самоподдерживаются и обновляются посредством энзима, который образует новый хромосомные концы. Ген – подлинный фонтан юности – производит энзим, теломеразу (которая иногда называется компонентом, удлиняющим теломер). Он является активным только в тканях, которые производят клетки зародыша. Только сперма и яйцеклетка могут омолаживаться.

Теломеры… просто составляют часть, возможно, маленькую часть омоложения, которая производит чудо каждый раз, когда рождается ребенок,… Биология показывает, что, хотя жизнь тех, кто несет их в себе, преходяща, мир генов будет жить вечно»

В свете вышесказанного достаточно произвольным выглядит скептическое отношение к тому, что Создатель этого «механизма омоложения» мог снабдить наших прародителей средствами и способами постоянного обновления своих жизненных ресурсов, к которым они могли прибегать до тех пор, пока не презрели его предупреждение о возможной смерти.

3. Суета, бессмысленность и пустота существования

Для понимания этого следствия человеческого греха следует вспомнить о том высоком положении, которое занимает человек в мире библии. Человек в этом мире – это не продукт атеистической эволюции, последний случайный продукт лишенных сознания сил на планете, которая не была предназначена, чтобы его принять, и вообще не была предназначена ни для какой цели. Человек, согласно Библии, был создан для того, чтобы быть наместником Бога на Земле, чтобы управлять Землей и развивать ее ресурсы, пребывая в общении с Богом. В этом смысле остальное творение было предназначено для того, чтобы служить человеку как главе и господину и чтобы он, в свою очередь, управлял им во славу Божию как уполномоченный Богом хозяин.

Раз это так, то грех человека и его бунт против Бога, эксплуатация Земли для удовлетворения его собственных желаний, идущих вразрез с Божьим словом и волей, весьма значимы. Ведь, с тех пор как случился этот бунт, планета Земля как часть божьего мироздания оказалась в руках управителя, чье сердце и чьи цели поражены глубоким эгоизмом, индифферентностью и духом неповиновения. На ангелов, смотрящих на нашу Землю со стороны, или на других разумных существ, послушных Богу, наша планета, вероятно, произвела бы странное впечатление. Должно было пройти много веков, чтобы тот первый бунт человека против Бога пророс, как зерно сорняка, и наша планета увидела, как сын Творца Вселенной, коронованный терновым венцом, был пригвожден человеком к кресту.

Интересным моментом рассказа из книги Бытия является то, что после своего бунта человек не был смещен с позиции главного правителя Земли. Ему было позволено и дальше нести ответственность за ее развитие. Однако в то же время в новом завете говорится о том, что деятельность человека была неэффективной и вылилась в пустоту и суетность, причем это неэффективность была предопределена свыше: «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее)…»

Использованные здесь термины точны и интересны, как и в других рассмотренных нами случаях. Древнегреческое слово «суета» родственно причастию, характеризующим действие, которое было совершено напрасно: оно не достигло цели, на которую было направлено. Смысл фразы о недобровольной покорности суете в том, что человек был, таким образом, наказан Богом за грех Адама: «…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчицы произрастит она тебе…»

Библеист Крэнфилд так комментирует этот текст: «…Сотворенный мир, отличный от человека, был нарушен и не смог соответствовать своему предназначению.… Вообразите себе величественную Вселенную, подобную волшебному театру, представляющему разнообразные характеры и свойства, многоголосый хор живых существ, созданный для прославления Бога, но не способный к гармоничному исполнению своей партии, поскольку человек, главное действующее лицо этой драмы, не смог сыграть свою важнейшую партию» и потому находится в немилости.

За многие века существования человеческого общества люди добились впечатляющих успехов в развитии и управлении земными ресурсами. Но они никогда не добивались абсолютного успеха. Достаточно вспомнить о когда-то блестящих, но затем пришедших в упадок цивилизациях. Движение человечества по пути прогресса было отягощено откатами в развитии цивилизации, эпидемиями, засухами, голодом, землетрясениями, извержениями вулканов и проч., не говоря уже о влиянии таких сугубо человеческих качеств, как эгоизм, злоба, алчность. Даже сегодня в ХХI веке, мир раздирают контрасты: одни страны тратят миллиарды долларов на становящееся все более технически изощренным оружие, тогда как другим не хватает ресурсов, чтобы накормить свое население. Совершенно очевидно, что человек не справляется с управлением ресурсами планеты.

Иногда сама природа мстит за грубое к себе отношение со стороны человека. Грубое вмешательство в природные процессы и половая распущенность как надругательство над человеческим естеством привели к эпидемии СПИДа, которая уже унесла жизни нескольких миллионов людей и унесет еще многие миллионы. В результате эпидемии многие дети остаются без родителей и становятся вынужденными воспитателями своих младших братьев и сестер.

Массу проблем создает неправильная стратегия человека в поддержании существования человеческого рода. В традиционных культурах в прошлом (а кое-где и сегодня) супружеские пары обзаводились множеством детей, так что дети могли поддерживать своих родителей в старости. В последнее время во многих странах пожилые люди опираются главным образом, на государственную систему пенсионного обеспечения. Эта система, в свою очередь, основывается на том, что в стране достаточно людей работоспособного возраста, которые платят налоги и тем самым обеспечивают пенсии для старших поколений. Однако с легализацией абортов и введении других форм контрацепции создается неестественный демографический дисбаланс. Так, только в Америке, начиная с 1973 года, было произведено около сорока миллионов абортов. В наши дни те поколения, которые пользовались этими средствами контрацепции, достигают пенсионного возраста и обнаруживают, что людей работоспособного возраста, способных обеспечить им пенсии, недостаточно.

Таким образом, очевидно, что отношения между человеком и остальной частью сотворенного мира нарушены, и это не случайно. Земля – это творение Бога. Человек является не ее собственником, а только арендатором, и, более того, арендатором, отягощенным грехом. Не может существовать два рая для человека, один из которых – в общении с Богом, а другой — без него. Боль и страдания, исходящие от природы, напоминают человечеству о его падении и отчуждении от Бога. Если это напоминание приведет человека к сотрудничеству с Богом во имя его целей для искупления и восстановления, как человека, так и природы, тогда даже боль и страдания, будучи злом сами по себе, допущены Богом, чтобы послужить благой цели.

Последствия греха Адама для его потомства

Для анализа этой темы достаточно двух цитат:

  1. «…Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили»
  2. «… Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие»

Из этих высказываний вытекает, что все мы унаследовали от Адама человеческую природу, которая обременена грехом и падением. Напомним читателю еще раз, что многие люди отвергают рассказ об Адаме и то, что наша греховная природа в Библии возводится к нему. Однако надо отметить, что даже атеисты, следующие эволюционной теории, утверждают, что Homo sapiens восходит к одному предку (понятно, что на самом деле их должно было быть двое), и они по-прежнему обсуждают вопрос, жил ли предок человека в Африке или где-то в другом месте. И отметим, между прочим, что никто не оспаривает тот факт, что длинная цепь потомков первого человека унаследовала от него свои гены и, следовательно, — его природу.

В библии утверждается, что, в общем, не наша вина, что уже с самого рождения мы несем в себе порок, унаследованный от Адама. Однако наша собственная вина в том, что мы сами грешим. Именно поэтому мы обречены на смерть. Мы подобны младенцу, который родился от матери-наркоманки и распространительницы наркотиков и уже в ее утробе испытал на себе влияние наркотиков, а родившись, проявляет отставание в развитии. И это не вина младенца. Постепенно ребенок растет и борется с заложенной в нем склонностью к наркотикам, а затем все-таки сдается и сам становится распространителем наркотиков. Но это уже его вина.

Хотя мы наследуем греховную природу невольно, но впоследствии совершаем греховные поступки уже под свою ответственность, со всех сторон испытывая влияние и давление со стороны аморальности падшего мира. Выражаясь языком библии, мы по своей природе чада гнева, сам наша сущность и греховное поведение, которое из нее вытекает, навлекают на себя неодобрение со стороны Бога.

Однако многие люди считают библейское учение крайне несправедливым. Мы стали детьми падшего племени не по своей воле, говорят они. Почему мы должны быть отвергнутым Богом из-за того, что кто-то до нас согрешил? Но ответ на это вполне понятное возражение можно получить в нашей второй цитате: «…как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие»

Другими словам, если мы появились на свет грешниками в силу того, что согрешил кто-то другой, освобождение от нашего греха предлагается нам свободно и безвозмездно на тех же самых условиях, то есть благодаря тому, что сделал другой человек, а не мы сами. Мы сами не можем его достичь.

Назад

Продолжение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


1 + 4 =