Слово Бога единственный гарант любого договора

Слово Бога и природная этикаВсеобщие, объективные моральные ценности являются просто принципами поведения, открытыми и разработанными человечеством благодаря практическому опыту в ходе развития общественной жизни и социальных институтов. Многие философы, включая убежденных в своем атеизме эволюционистов, отрицают, что можно построить этическую систему исходя из физических сил и природных процессов. Они утверждают, что этические понятия, нормы, принципы и кодексы поведения возникли естественным образом их практических потребностей людей, из таких социальных проблем, как: заключение брака между людьми разных рас и заключение брака между близкими родственниками, территориальные конфликты и конфликты по поводу границ, ведение войн, мирные договоры, создание конституций, законов и проч. Этика на этой, ранней, стадии развития, составляла область практического разума, и только длительный опыт рефлексии над многими похожими ситуациями привел к формированию теоретической этики. Но сложившиеся таким образом этические принципы, не предназначались для того, чтобы быть запечатленными в виде каменных скрижалей, подобно заповедям, данным Богом. Следовательно, они могли быть изменены, забыты или заменены новыми принципами, отражающими постоянно накапливаемый человечеством опыт в сфере науки, технике и психологии.

Подобное объяснение возникновения и развития морали и этики не отвечает на важный практический вопрос: откуда человек знает, что он должен соблюдать моральный закон? Предположим, например, что в практических целях, следую своим собственным интересам, государство N заключает официальный договор, с государством М. Предположим далее, что впоследствии обстоятельства меняются и в новых условиях государству N становится выгодным нарушить условия договора. Руководители государства N опасаются, что нарушение условий может привести к серьезным последствиям. Но представьте себе, что государство М настолько ослабло, что оно уже не способно реагировать на нарушения. Должно ли государство N продолжать соблюдать свои обязательства перед другим государством? Другими словами, является ли моральный закон тем авторитетом, который может предписывать взявшему на себя обязательства государству их выполнение? Или, может быть, этика, в конце концов, является сферой прагматики, так что субъект действия не должен держать свое обещание в случае безнаказанности его нарушения?


style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-4630510187363274″ data-ad-slot=»9237975994″>

Древние народы хорошо понимали, что обещание  и договор нарушить очень легко, и поэтому они требовали от обеих договаривающихся сторон призывать Бога или богов в свидетели заключения договора, с тем, чтобы нарушивший его условия был подвергнут божественным санкциям. И до сих пор в судах многих стран или перед заседаниями сената люди, дающие показания или представляющие фактические сведения другого рода, дают клятву говорить правду, всю правду и ничего, кроме правды. Нарушение клятвы считается не только преступлением, но и прегрешением против Бога. Однако в тех случаях, когда люди не верят в Бога, а этические законы рассматриваются, прост как созданные людьми условности, возникает вопрос: на чем, в конечном итоге, основывается долг человека говорить истину, поступать справедливо, держать обещания и любить ближнего?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


6 + 8 =