Подлинный смысл проблемы боли и страдания

атеизмОбсуждаемая нами проблема обычно формулируется так: как можно примерить всю боль и страдания в мире с существованием Всеблагого, Премудрого и Всемогущего  Бога-Творца? Неявной посылкой этой формулировки является утверждение, что мы имеем дело с двумя противоречащими друг другу явлениями, то есть что мы не можем логически верить в существование обоих. Мы либо убеждаемся в том, что окружающая нас действительность полна ужасов и боли, и отказывается верить в Бога, либо закрываем глаза на ужас и страдания и продолжаем верить Бога. Считается, что, то и другое несовместимо, а придумывание мифов о грядущем рае – это просто бегство от действительности (эскапизм), не приносящее реального облегчения.

Атеизм, как известно, выбирает первую альтернативу: он решает проблему боли, отрицая существования Бога. Проанализируем это решение.

Поверхностный характер решения проблемы страдания, предлагаемого атеизмом.

  1. Атеизм снимает проблему, но страдание как таковое остается

Атеизм снимает проблему в том смысле, что если не существует разумного Творца, то, на первый взгляд, не существует проблемы объяснения существования страдания. Ведь в этом случае мы должны предположить, что наш мир возник в результате действия лишенных сознания, безличных сил, которые неосознанно привели к возникновению лишенной сознания материи. Затем, в результате миллионов лет случайных изменений, эта лишенная сознания материя породила разумную жизнь, способную протестовать против страдания, вызванного неразумными силами. Причем этот процесс протекал случайно. У неразумной материи, разумеется, не было «намерения» произвести такой результат, и она не может осмыслить, к чему привели ее случайные действия. Она просто продолжает существовать в своем бесцельном мире безмыслия, не заботясь о будущем и о том, порождают ли ее дальнейшие действия боль, радость или какие-то другие чувства и ощущения.

Если исходить из подобного представления, проблемы страдания не существует. Не имеет смысла жаловаться и критиковать неразумную материю как источник боли и страдания. Мы, конечно, критикуем и жалуемся. Но если последовательно придерживаться подобного представления, то наши критика и жалобы происходят от сознаний, которые сами организованы на основе лишенных сознания и рациональности принципов и потому не имеют никакого смысла.

Лишенные сознания силы не могут быть источником никакой подлинно философской и тем более – теологической проблемы. Атеизм снимает проблему страдания, но, как нам хорошо известно, он не избавляет нас от него! А на самом деле усугубляет.

  1. Атеизм усугубляет наши страдания

а) Атеизм лишает нас надежды

Если существует Бог-Личность, и Он создал нас, то у нас могут быть основания для того, чтобы верить, что страдание не просто деструктивно и в конечном итоге не имеет смысла и значения. В этом случае, хотя страдание само по себе является злом, оно было допущено Богом, и Бог может превратить его в наше благо в вечности и даже в настоящее время. Но если Бога не существует, то Вселенная – не что иное, как продукт лишенных сознания сил, и потому нет никаких оснований надеяться, что страдания имеют какой-то смысл. Они бессмысленны, потому что деструктивны.

Представьте себе, что у молодой женщины, матери пятилетнего ребенка, обнаружили рак в последней стадии. Что может сказать ей атеист? Он, конечно, посочувствует ей по поводу ее невезения. Но затем добавит (возможно, про себя, так как у него, вероятно, не хватит смелости произнести подобное вслух), что ее жизнь, так или иначе никогда не имела никакого конечного смысла, что за ней стоят лишенные цели и сознания силы. И вообще, за ее короткой жизнью не стоит никакой цели, которую она бы могла осмыслить в свете своего опыта страдания. Ее боль и страдания абсолютно деструктивны.

Итак, когда нужно справиться с болью и страданием, то самое лучшее и надежное средство – это надежда. Однако попытка атеистов решить проблему страдания оставляет людей беспомощными перед лицом боли и потерь, лишенными высшей надежды. Именно это состояние описывается в Библии, когда в ней говорится о том, что атеисты остаются не только без Бога, без Христа, но и без всякой надежды в этом мире.

б) Атеизм представляет рациональные человеческие существа как пленников и жертв иррациональных сил

Одна из наиболее горьких сторон человеческого страдания – это разочарование и упадок духа. Страдающий человек понимает, какой прекрасной была бы жизнь, если бы все механизмы его тела и сознания работали как надо. Но случилось так, что какой-то неразумный вирус, или бактерия, или какая-то шальная клетка разрушают жизненно важную систему его тела, и никакая медицина не может ему помочь. Испытывающий страдания предвидит, что рано или поздно неразумные силы и процессы уничтожат его тело и разум. Но ирония состоит в том, что они даже не будут знать об этом.

Таким образом, если, как говорят атеисты, Бога не существует, рациональные человеческие существа являются пленниками и жертвами лишенных разума сил. Атеисты используют свой разум для того, чтобы убедить нас, что если мы рациональные существа, то мы должны понимать, что человеческий интеллект должен в конечном итоге подчиниться тирании иррациональности бессмысленного, безнадежного страдания, причиняемого нам лишенными души и сознания силами, которые господствуют над нами; и, несмотря на это, у нас не может быть никаких рациональных оснований, чтобы сетовать на свою судьбу. Однажды эти иррациональные силы уничтожат Землю и всю солнечную систему, и вся человеческая история превратится в  груду бессмысленного ничто. Такова, согласно атеизму, судьба человеческой цивилизации.

  1. Атеизм серьезно недооценивает проблему страдания

Полная формулировка проблемы боли и страдания звучит не как вопрос: как мы можем примирить существование страдания и существование Бога? Она имеет следующий вид: как мы можем примирить обширные и все увеличивающиеся свидетельства того. Что мир был создан Божественным разумом, с существованием страдания и боли, которые, на первый взгляд, ставят под сомнения существование, какого бы то ни было разума или разумного замысла, лежащего в основании Вселенной?

Например, считается, что ураганы, извержения вулканов и землетрясения – это результат действия лишенных разума природных стихий. Время от времени они приводят к смерти множества людей: Являются ли это обстоятельства надежным доказательством того, что за Вселенной не стоит никакого Разума?

Вряд ли! Выдающийся математический физик Пол Дэвис не является теистом, однако выражает такую мысль: «…Мир рационален вплоть до самых низших уровней, что находится вне компетенции науки» и составляет компетенцию метафизики.

Относительно существования рациональных человеческих существ он высказывается так: «Я не могу поверить, что наше существование во Вселенной – это просто игра судьбы, историческая случайность, случайный всплеск в великой космической драме. Наша связь с Вселенной слишком сильна. Физическое существование вида Homo можно не принимать во внимание, но существование сознания в некотором организме на некоторой планете во Вселенной, несомненно, является фактом фундаментальной значимости. Благодаря существам, наделенным сознанием,  Вселенная породила самосознание. А это не может быть тривиальной деталью, незначительным побочным продуктом лишенных сознания и цели сил. Нам предназначено здесь жить»

Дэвис не верит в Творца-Личность, он верит только в объективные, не имеющие личностного начала математические законы. Каким образом не включающие личностное начало законы могут иметь какие-то намерения, он не сообщает. Но следует обратить внимание на это допущение, или скорее утверждение, смысл которого в том, что за появлением человечества на этой планете стоит ранее существовавшее намерение. И это – следует добавить – идет вразрез с выводами, которые многие делают из деструктивной силы ураганов и т.п. явлений.

Рассмотрим еще один пример. Порезав палец, вы обнаруживаете, что еще до того, как вы поранились, ваш организм обладал механизмом, служащим для восстановления его нормального состояния. В этом механизме участвует более двадцати химических веществ, каждое из которых подключается в нужный момент и в нужном сочетании с другими веществами для того, чтобы обеспечить свертываемость  крови в месте пореза и тем самым предупредить большую потерю крови, а затем – процесс заживления раны.

С помощью этих примеров мы хотим проиллюстрировать простые утверждения.

1. До тех пор пока вы не порезались и не почувствовали боль, вы не могли открыть существование в нашем организме механизмов восстановления нормального состояния.

2. Нечто или, может быть, лучше сказать, Некто предвидел, что вы можете пораниться и будете страдать от боли, и позаботился о том, чтобы рана не привела к непоправимым последствиям.

То же самое можно сказать о практически невероятном уровне организации иммунной системы человека, которая также является заранее встроенной в его организм и позволяет бороться с любой инфекцией, которая в него попадает. Она распознает и удаляет любой инородный элемент. Следует еще раз подчеркнуть, что эта система также основана на предвидении и предупреждении болезней и других нарушений в функционировании организма и призвана ограничить деструктивное воздействие нарушений и обеспечить выздоровление человека.

Еще раз повторим высказанную мысль. Люди, как известно, стареют и умирают. Некоторые ученые считают, что процесс старения связан или даже вызван износом концов, или колпачков, хромосом в ходе мутаций, происходящих при делении клеток.

Но из этого факта не следует, что ДНК и другие внутриклеточные механизмы являются случайными и незапланированными результатами действия лишенных сознания сил и беспорядочных процессов. Астроном Фред Хойл и математик Чандра Викрамасинге, анализируя основные энзимы, необходимые для жизни, отмечают: «Простой подсчет показывает, что вероятность получения необходимых 2000 энзимов путем случайного сочетания аминокислотных цепей чрезвычайна мала. Случайная вероятность равна 1 к p, где p – это астрономическое большое число 10 в 40000-ных (то есть 1, за которым следует 40000 нулей)… Если при этом учесть все другие условия, необходимые для существования жизни, то ситуация еще больше усложняется. Эта вероятность уже достаточно впечатляет. Такое число превышает общее число элементарных частиц в наблюдаемой Вселенной на много порядков. Так ничтожна вероятность случайного возникновения жизни, если рассматривать этот процесс как исключительно механический…»

То, что люди стареют и умирают, конечно, не может служить аргументом против существования, задумавшего этот мир и создавшего его Творца, если сначала не будет доказано, что Творец нашего мира должен был обязательно создать человеческие существа, которые должны жить на этой земле вечно. Вместе с тем следует отметить, что теломеры, клеточные механизмы, необходимые для распространения и поддержания человеческого рода в целом, были задуманы так, чтобы поддерживать человеческий род, в течение многих тысячелетий, при этом, не обнаруживая признаков истощения.

Таким образом, утверждение о том, что существование страдания делает невозможной веру в Личного Творца, является весьма поверхностной реакцией на проблему боли и страдания.  Проблема заключается в том, как примирить поразительные свидетельства существования Творца, которые можно усмотреть в устройстве Вселенной и человеческого организма, с болью и страданиями, которыми охвачен мир и которые, по крайней мере, на первый взгляд, ставят Его существование под сомнение.

Представьте себе огромный сломанный локомотив. Он стоит в депо и  уже не может тащить за собой вагоны. Возможно, он попал в аварию, возможно, износились некоторые детали сложного механизма, а возможно, какой-то вредитель сломал его специально. Можно также предположить, что с самого начала это была неудачная конструкция. Но вам никогда не придет в голову доказывать, что этот локомотив вообще никогда не был изготовлен.

Если мы верим во Всемогущего Творца, то мы не можем считать его ответственным за несовершенное устройство (несовершенное  с точки зрения его замысла). С другой стороны, нет смысла закрывать глаза на тот факт, что, например, некоторые механизмы нашего организма, включая даже защитные силы, такие, как свертываемость крови и иммунная система, могут нарушаться и приводить к страданиям и, в конце концов – к смерти. Библейское объяснение этого всеобщего состояния дел – в самом первом приближении – состоит в том, что здесь приложил свою руку Вселенский Вредитель и что мудрый Бог допустил это состояние дел и вытекающие из него страдания. Однако Бог предпринимает меры, чтобы обратить это страдание во славу человечества, более великую, чем та, которая могла быть достигнута без этого страдания. В отличие от Бога Аристотеля и других древнегреческих мыслителей, Библейский Бог разделяет страдания человечества.

Но, прежде чем обратиться к этому аспекту нашей темы, мы рассмотрим отношение к страданию и к его позитивным аспектам вне контекста вопроса о существовании Бога.

Назад

Далее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *