Дешевые подделки древностей

египетская пирамидаИзвестно, что во все времена фальсификаторы занимались не только изготовлением фальшивых шедевров. Давно процветает и так называемая бросовая фальсификация. Но бум на изготовление дешевых подделок начался в конце девятнадцатого века. В это время началось увлечение туризмом. В Европу и Азию хлынул поток американцев, которые скупали все, что попадало под руку. Эту тягу американцев к коллекционированию даже отразили в своих произведениях О Генри и Марк Твен. Из кошельков туристов деньги потекли рекой в карманы разного рода мошенников. Сегодня невозможно определить, сколько было продано фальшивых древних папирусов, монет, каменных фигурок и глиняных кувшинов. И сколько из них до сих пор хранится в коллекциях обманутых искателей древностей.

Не только обычные путешественники, но и специалисты не всегда могли определить подлинную древность от подделки. Однажды немецкий искусствовед Юлиус Меергрефе, осматривал в Египте местные достопримечательности. Вместе со своим гидом он нашел, как он думал, древнюю статуэтку. Вернувшись в отель, он решил показать свою находку торговцу, лавка которого была неподалеку. Торговец пригласил его к себе и показал несколько точно таких же статуэток. Владелец лавки получил их от одного торгового агента в Каире.  Оказалось, что эти статуэтки делают в Силезии, в городке Бунцлау, а местных гид который сопровождал искусствоведа, давно уже специализируется на таких псевдонаходках.

Однако не только сто лет назад, но и сегодня предприимчивые местные жители могут проделать на глазах у туристов старых трюк. Например, выкопать у подножия пирамиды древнеегипетскую статуэтку или еще какой-нибудь предмет, якобы сохранившийся со времен фараонов и тут же продать его, как уникальную находку. В двадцатые годы прошлого века, такие археологические находки штамповали по всей Европе, сегодня где-нибудь в Китае. Не только посетители поля пирамид в Гизе, но и туристы, побывавшие в других местах, например, в Помпее или Риме, могут рассказать похожие истории.

А для тех, кто не верит в подлинность якобы древних находок, у мошенников припасен другой фокус. Не доверчивый турист неожиданно сам может найти древнеримскую монету, которая якобы две тысячи лет назад закатилась в щель между камнями Колизея и пролежала там до сего дня. К сожалению сегодня, количество подделок в мире настолько велико, что никто не может быть уверенным в подлинности сделанного приобретения. Ни турист, покупающий за бесценок якобы египетский папирус, ни коллекционер, случайно нашедший старинный раритет в маленьком антикварном магазине, ни профессиональный искусствовед, приобретающий для крупнейшего музея экспонат, прошедший множество экспертиз.

Подделка может оказаться не только в лавке араба-торговца, но даже на аукционе всемирно известной лондонской фирмы Сотби. Сегодня есть много методов, с помощью которых, специалисты определяют подлинность и возраст исторических памятников и археологических артефактов. Но, к сожалению, ни один из них не является абсолютным и универсальным. Более того очень часто оценка подлинности этих объектов, основана на крайне субъективных мнениях исследователей и экспертов. Нередко это приводило к катастрафическим ошибкам. Ведь очень часто подделки внедряются в жизнь не заметно. Если на протяжении жизни одного поколения подделку не разоблачили, то современен она становится подлинником. Потому что для потомков она уже освещена временем и авторитетом прежних владельцев. Сегодня не все еще знают, что фальсификаторы истории подделывали не только скульптуры, монеты или документы. Подделки встречаются среди известных архитектурных и археологических памятников. Некоторые из них даже объявлены ЮНЕСКО всемирным историческим наследием

Дешевые подделки древностей: 2 комментария

  1. Проблема в том, что многие «grand tour» артефакты, приобретенные в период от середины 19 века до середины 20-го не более чем фальсификаты (производство было поставлено на поток под спрос, особенно по Египту в период с начала 20 века, не меньшим спросом пользовалась чуть ранее Греция). Но они освящены авторитетом старых коллекций. Аукционные дома не проводят дорогостоящих физико-химических исследований лотов, выставленных на продажу — дорого, долго и все равно объективный возраст предмета установить не удастся. По бронзе — не позже 14-15 века (антика это или итальянское возрождение?), по керамике еще сложнее, камень вообще не определяем (кроме возраста самого камня, да и здесь есть свои проблемы). Исходят из «авторитетности» самой коллекции, определяемой ее возрастом. Рынок есть, рынок востребован, но большинство лотов, не более чем «кот в мешке». Поэтому, экспертная оценка заключается в одном — по монетам, сравнением с «эталонами» не вызывающими сомнений в подлинности и присутствием признаков чеканки (что могли чеканить до 18 века после Рождества Христова я примерно представляю, но весь массив античной чеканки технологически в эти временные рамки не вписывается), по литой пластике — исключительно сравнительным методом, по ранее датированным образцам (кто и как их датировал — кто-то и как-то).

    1. По большому счету определить точную даты древности той или иной находки в принципе не возможно. Даже нумизматика не может гарантировать это. Да и стоит ли копаться в седой древности, когда в современном мире проблем выше крыши: бедность, войны, экологические катастрофы. Вот куда надо вкладывать все усилия, а не копаться в прошлом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


1 + 3 =