Страдания Бога. Страдает ли Бог, когда страдает его творение?

страдания бога для человекаФормулировка проблемы страдания дается в следующем виде: как можно примирить существование такого количества страданий в мире с существованием Всеведущего, Всемогущего и Всеблагого Бога-Творца? Неявная предпосылка, которая лежит в основании этой формулировки, состоит в том, что мы знаем наверняка, что любящий всех Бог-Творец должен делать, если он существует: он не должен допускать, чтобы творения его страдали. Но если верно то, что сам Бог может страдать от боли, то это кардинальным образом меняет саму формулировку проблемы. Теперь она звучит так: если для того, чтобы иметь сотворенных им существ, которых Бог мог бы призвать приобщиться к основанному на любви святому Триединству Отца, Сына и Святого Духа, Всемогущий Создатель должен был, имея дело с этими существами, перенести ради них страшные страдания, то возможно ли, что такой Бог существует?

Отсюда вытекает еще более фундаментальный вопрос. Откуда мы знаем, что всеблагой Бог должен делать, а чего он не должен делать? Откуда мы знаем, что Бог, если он существует, любит всех?

Это не было очевидно для великого античного философа Аристотеля. Аристотель, начав с абстрактных философских принципов, сформулировал понятие о том, что такое абсолютное совершенство. Затем он решил, что Бог, если он существует, должен соответствовать этому понятию совершенства. И в результате, он пришел к следующему представлению о Боге. Бог не мог заниматься созданием вещей, так как это предполагает более низкую форму мыслительной деятельности, наличие возможности, которая потом переходит в действительность. Его также не могли интересовать конкретные вещи в этом мире, включая человека, потому что все они находятся в процессе перехода от возможности к действительности, происходящего через рождение, рост, зрелость, старость и смерть.

К аналогичной позиции пришел философ-неоплатоник Плотин, который на основе своих философских понятий утверждал, что Единое не проявляет интереса к своим «произведениям». Напомним высказывание по этому поводу: «Нельзя сказать, чтобы Бог нуждался в том, что от Него происходит: Он не обращает внимания на всю эту сферу, которая никогда не является для Него необходимой. Он остается тождественным тому, чем он был до того, как Он произвел все другое. Если бы производные от него не существовали, то это бы его не озаботило»

Но подобный подход к определению того, что такое Бог и что он должен, а чего не должен делать, страдает отсутствием соприкосновения с объективной реальностью. Даже ученый, желая понять, что такое Вселенная, не сидит в своем кабинете и не строит представление о вселенной на основе умозрительных философских принципов. Он выходит из стен своего кабинета, пытаясь осознать, как Вселенная воздействует на его сознание, и только потом принимается за построение выводов, которые следуют из того, как ему открывается мироздание.

Христиане убеждены в том, что мы узнаем, каков Бог, только посредством Его самооткровения нам через еврейских пророков и посредством высшей формы этого самооткровения – Иисуса Христа, Воплощенного Слова Божьего. К сожалению, некоторые христианские теологи, стремящиеся донести до нас совершенство сущности Бога, но слишком подверженные влиянию представлений древнегреческих мыслителей о совершенстве, настаивали на полной непричастности Бога к этому миру, то есть его неспособности страдать, поскольку страдание предполагает изменение, а Бог изменениям не подвержен.

Согласно Библии, Бог действительно неизменен в том, что касается его сущности, и никто и ничто не может изменить его природу. Но, согласно Самооткровению Бога, его неизменная природа не является, ни статичной, ни инертной. Живой Бог всегда динамичен, всегда совершает новое. Такова его сущность. Он не ограничен и не замкнут в своем совершенстве. Было время, когда он не был творцом, но он стал творцом Вселенной. Это было новое. Бог Сын не всегда был человеком. Но потом Слово стало плотью. Бог Сын никогда не умирал, до того, как был распят. Человеческое тело не пребывало в общении лиц Святой Троицы, пока не произошло Вознесение Иисуса Христа.

Когда в силу своей божественной свободы Бог создал человеческие существа, то его неизменная преданность означала, что он будет поддерживать с ними личные отношения и с готовностью примет на себя всю боль, которая сопряжена с поддержанием этих отношений и искуплением людей. Бог так возлюбил нас, что послал своего сына как искупительную жертву за наши грехи. Невозможно представить себе, что, когда Бог Сын истекал кровью на кресте, Бог Отец оставался спокойным и невозмутимым. Ветхий Завет так характеризует отношение Бога к своему народу: «Во всякой скорби их он не оставлял их…». И это отношение получило свое высшее выражение, когда Сын Божий искупал наши грехи на кресте. Именно это придает теологии исключительно важный практический смысл. Сердце Бога не могло не надрываться от страданий, когда Христос принимал за нас свои муки. Это позволяет нам задать подлинно риторический вопрос: «Тот, который сына своего не пощадил, но предал его за всех нас, как с ним не дарует нам и всего?»

Предыдущая глава

Следующая глава

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


5 + 8 =