Мистификатор Поджо Браччолини

Поджо БраччолиниДо наших дней сохранилось довольно много работ, так называемых античных философов, историков, математиков. Однако все эти труды, почему-то были обнаружены, только в эпоху возрождения. Почему это произошло именно в пятнадцатом, шестнадцатом веках, историки не дают логического объяснения. Кроме того, ни в одном музее и библиотеке мира, нет ни одной строчки авторского рукописного оригинала этих трудов. Всегда только переводы или копии, иногда двойные и тройные. И всегда, с якобы утерянного оригинала.

Известные исследователи античных текстов, не зависимо друг от друга, приходили к выводу, что некоторые знаменитые тексты, написаны не на рубеже нашей эры, а значительно позже. Характерный пример – труды Корнелия Тацита. Считается, что античный римский историк Корнелий Тацит, автор множества книг и в том числе знаменитой «истории», жил в первом веке нашей эры. Основные копии «Истории» Тацита, так называемые: первый и второй медицейские списки, хранятся в библиотеке Флоренции. Согласно скалигеровской хронологии, эти копии являются прототипами всех других древних списков Тацита. Первое печатное издание «Истории» Тацита, было сделано в 1470 году, якобы со второго мидецейского списка, или с его копии, хранившейся в Венеции, в библиотеке Святого Марка. Но оттуда список загадочным образом исчез, а возможно, его никогда там и не было.

Браччолини великий фальсификатор своего времени

История обнаружения этого произведения довольно туманна. Считается, что в 1425 году, видный гуманист и писатель пятнадцатого века, Поджо Браччолини, получил от монаха Герцвельского аббатства инвентарную опись ряда рукописей. В числе, которых была и рукопись малых трудов Тацита. Поджо Браччолини, считается одним из самых ярких авторов пятнадцатого века. Ему принадлежит множество прекрасных исторических и моралистических книг. Браччолини был блистательным подражателем. Если читателю было угодно, то Поджо писал, как Сенека, Петроний или Тит Ливий. Он как хамелеон слова, мог писать под кого угодно. Он так писал о богословских вопросах, что если бы не его подпись в текстах, каждый принял бы их за труды отцов церкви. Браччолини был настолько популярен, что ему поставили памятник во Флоренции, который изваял не кто-нибудь, а сам Донателло. Известно, что Браччолини привык жить на широкую ногу, поэтому вечно нуждался в деньгах. Источником дополнительных доходов он избрал изготовление и редактирование копий трудов античных авторов. Надо сказать, что в пятнадцатом веке это было очень выгодное занятие. При помощи Флорентийского книга издателя Никколо Никколи, Браччолини организовал постоянный бизнес по обработке античной литературы. Он привлек к делу целый ряд довольно образованных помощников, правда, с очень сомнительной репутацией. Первые свои находки, Поджо Браччолини, сделал в заброшенной и сырой башне, Санкт Гальянского монастыря, где ему, якобы посчастливилось найти огромную библиотеку древних манускриптов. Там были сочинения Квентилиано, Валерия Флака, Асканио Петиана, Нония Марцелло. Через некоторое время, Браччолини обнаружил фрагменты трудов, еще одного античного автора – Кальпурния. Однако обстоятельства этой находки были неизвестны. Рукописи, которые Браччолини выдавал за оригиналы, а также сделанные с них копии, он сбывал за огромные суммы. Например, на деньги, вырученные от продажи копии рукописи Тита Ливия Альфонсу Арагонскому, он купил виллу во Флоренции.

Клиентами Поджо Браччолини были: Медичи, Сфорцио, Эста, аристократические фамилии Англии, бургундский герцогский дом, кардинал Колонно, богачи, как Барталамео Дибардис, университеты, которые в ту пору или обзаводились библиотеками, или расширяли свои книгохранилища. Получив, в 1425 году от монаха каталог книг, включавшие работы Тацита, Браччолини, немедленно сообщил об этом своему деловому партнеру, книготорговцу Никколи и предложил купить эти древние книги. Николи согласился, но сделка почему-то растянулась на несколько лет. На протяжении всего этого времени, Браччолини затягивал завершение этой сделки, под разными предлогами. Когда Николи надоело получать от него письма с отговорками, он потребовал, чтобы Браччолини выслал ему каталог, привезенный монахом. И тут выяснилось, что истории Тацита, в каталоге не было. Как же Браччолини собирался продать то, чего не было в природе?

В конце девятнадцатого века исследованием истории Тацита, занимались ученые: Гошар и Росс. Они пришли к выводу, что эта «История» относится не к первому веку нашей эры, как считается, а к пятнадцатому. И обвинили в написании этой «Истории», самого Поджо Браччолини, который ее нашел. Они изучили те упоминания о Таците ранее пятнадцатого века, и обнаружили, что эти упоминания слишком общего и неопределенного характера и могли относиться, как к Тациту, так и совершенно любому другому человеку. Ученые прямо утверждали, что эту «Историю» написал Браччолини в пятнадцатом веке.




Не смотря на то, что Гошар и Росс, провели огромную работу по анализу «Истории» Тацита, их главный вывод оказался не правильным. Они обвинили Тацита в фальсификации. Но они работали в рамках ошибочной Скалигеровской хронологии и не поняли, что на самом деле они открыли. На самом деле этот текст не подлог, а был написан Браччолини, под псевдонимом Тацита и описывает подлинные события двенадцатого, пятнадцатого веков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


5 + 8 =