Аргументы против того, что свободная воля является причиной, по которой Бог допустил возможность зла

Выбор злаФилософ Дж. Л. Маки рассуждает следующим образом: «Если Господь сотворил людей такими, что, делая свой свободный выбор, они иногда отдают предпочтение добру, а иногда – злу, то почему он не сотворил их такими, чтобы они всегда отдавали предпочтение добру? Если не является логически невозможным то, что человек свободно выбирает добро в нескольких ситуациях, то не может быть логически невозможным то, что он свободно выберет добро в каждой ситуации. Таким образом, перед Богом не стоял выбор между тем, чтобы сотворить невинные автоматы, и тем, чтобы сотворить существа, которые, действуя свободно, иногда совершают неправильные поступки. На самом деле, очевидно, что перед ним открывалась лучшая возможность: сотворить существа, которые всегда действуют, свободно, и в то же время совершают правильные поступки. Очевидно, что то, что он не воспользовался этой возможностью противоречии тому, что он является одновременно и всемогущим и всеблагим».

В своих рассуждениях Маки упустил из виду одно чрезвычайно важное обстоятельство. Очевидно, что он подразумевает какие-то обыденные ситуации, когда человек рассуждает так: «как мне вести себя сегодня с бабушкой? Помочь ей или нет?» Маки считает, что если существует всемогущий Бог, то он мог бы сотворить мир, в котором я свободно делал бы выбор в пользу добрых дел, например, каждый день помогал бы своей бабушке. Но Маки совершенно не учитывает, что принципиально важными являются не каждодневные ситуации выбора и принимаемые нами решения, а более фундаментальные отношения между человеческими существами и Богом: свободны ли они сказать Богу «нет» или не свободны. Здесь важно следующее: если, как говорит Сартр, любовь должна быть наполненной смыслом, тогда любовь к Богу должна быть свободным и потому осознанным ответом человеческого сердца. Это означает в свою очередь, что у человека должен быть реальный выбор: любить Бога или нет. Бог не мог сотворить человека таким, чтобы он, не имея никакого выбора, а просто в силу своей природы неизбежно предпочел бы любить Бога. Это было бы явным противоречием. Эта ситуация наглядно описана в знаменитом рассказе книги бытия.  В этом рассказе говорится о том, как сначала Господь поместил человека в прекрасный сад и наказал ему: «…От дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» В этом тексте просто, но глубоко показаны те характеристики, которые определяют, что такое человеческое существо. Бог объяснил людям на словах, что они могли, есть, то есть границу дозволенного. Он не дал им разрешения пересекать эту границу, но они были наделены свободой пересечь эту границу. Если все дозволено и ничего не запрещено, то не существует границ и не существует отношений. Существование границы определяет возможность отношений. Но определенная Богом граница не был физическим барьером, который нельзя преодолеть. Они могли ее пересечь. Таково пространство нравственности: оно должно быть отделено границей, но у человека должна быть возможность пересекать ее или нет.

Таким образом, смысл свободной воли состоит в том, любят ли люди Бога и подчиняются ли они ему. Смысл свободной воли не только в том, добры ли люди по отношению друг к другу, какими бы важными ни были их отношения между собой. Бог не мог сотворить нас такими, чтобы мы автоматически подчинялись его воле. Ведь самым важным как раз и является вопрос о том, принимаем ли мы самостоятельное решение: любить его или нет, подчинятся ему или нет, выполнять его волю или нет? Бог не тиран. Мы должны быть свободны в своем выборе. Он не заставляет нас любить его и подчиняться ему. Это подлинная свобода, которой Бог наделил человечество, и он никогда не отступит от принципов этой свободы.

Далее

Назад

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


8 + 7 =