Проблема боли и страдания

проблема боли и страданияВ этой статье мы будем размышлять не о боли и страданиях, вызванных жестоким и безнравственным отношением человека к своим собратьям, за которое человек сам несет ответственность, а о мучениях, вызванных природными катаклизмами, оползнями, снежными обвалами, ультрафиолетовым излучением, засухами, болезнями растений, голодом, инфекционными болезнями, возникающими в результате укусов насекомых (например, клещей, малярийных комаров и т.п.), за которые человек не несет прямой ответственности (хотя его деятельность могла послужить косвенным фактором этих стихийных бедствий, как нарушающая экосистемы). Сюда же относятся страдания, вызванные врожденными болезнями и уродствами, травмами, смертельными заболеваниями и заболеваниями, разрушающими личность. (Хотя, опять же, некоторые из них могли явиться прямыми и косвенными последствиями человеческих действий. Скажем, человек может заболеть раком легких из-за курения, а СПИДом – в результате своей половой распущенности.)

Проблема, которая волнует людей в связи с подобными явлениями и событиями, очевидна: как можно считать, что мир, в котором природные катастрофы, подобные землетрясениям и извержениям вулканов, в одно мгновение уничтожают тысячи человеческих существ, был сотворен Всемогущим, Всеведущим и Всеблагим Богом?

Хоботок москита, с помощью которого он проникает сквозь кожу человека, чтобы впрыснуть в кровь своей жертвы ядовитое вещество, представляет собой совершеннейшее устройство. Как можно представить себе, что оно было сделано всеблагим творцом? И если человек сотворен по образу и подобию Божьему, как гласит Библия, то почему так много детей появляется на свет с врожденными уродствами и болезнями?

Эта проблема получила условное название проблемы боли и страдания, или проблемы природного (естественного) зла, в отличие от проблемы морального зла, которую мы обсуждали в предыдущей главе.

В чем проблема боли и страдания имеет сложность?

Сложность этой проблемы заключается в том, что мы сталкиваемся с ней на двух уровнях. Во-первых, это интеллектуальная проблема, требующая ответа, который мог бы удовлетворить ваш разум. Во-вторых, это проблема возникает тогда, когда кто-то испытывает сильную боль – физическую или психическую. Предоставьте себе состояние молодых родителей, узнавших, что их долгожданный ребенок родился с синдромом Дауна или церебральным параличом, или переживания родителей, у взрослого сына которых обнаруживаются симптомы какой-то страшной, генетически обусловленной болезни, типа хореи Хантингтона. Подумайте о том, какое чувство, сочетающее в себе страх, негодование и безутешную тоску, испытывают люди, на долю которых выпала неожиданная утрата близкого друга. В подобных и многих других случаях сугубо интеллектуальные объяснения проблемы боли и страдания оказываются пустыми и непригодными. Страдающему человеку нужно не только сугубо рациональное объяснение постигших его несчастий, но и утешение, которое успокоило бы его душу. Ему нужны ответы, которые бы облегчили его муки, дали надежду и придали мужества.

Но мы начнем именно с рационального объяснения этой проблемы, так как, несмотря на, то, что интеллектуальные ответы недостаточны сами по себе, утешение и мужество, необходимые для противостояния боли и страданию, не могут иметь сугубо иррациональную основу.

Далее

Назад

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


7 + 8 =