Собор Святого Петра самое древнее строение Ватикана. Так ли это?

Собор Святого ПетраСамым древним сооружением в Ватикане считается собор Святого Петра. Принято считать, что его возвели в четвертом веке еще при самом Константине Великом и впоследствии только перестраивали. Однако это не так. Сами историки признают, что Константин Великий повелел поставить на могиле святого Петра совсем другую церковь базилику, от которой ничего не осталось. Сообщается, что вскоре после постройки она была сильно повреждена. Виноват в этом был, якобы папа Дамас первый, который распорядился прорыть в округе каналы. В результате этого строительства к базилике стали направляться потоки воды, которые и разрушили церковь. Интересно, что, не смотря на это, папа Дамас был причислен к лику святых. В Ватикане даже в его честь назван был двор – двор Святого Дамаса.

После разрушения первой церкви базилики был построен вот этот собор Святого Петра. Который по ошибке, многие считают очень древним. Однако построен он был в шестнадцатом, семнадцатом веках. В 1628 году его освятил папа Урбан шестой. Но была ли здесь вообще когда-то первая церковь базилика? Посмотрим на несколько старинных рисунков, на которых был изображен Ватикан шестнадцатого века.

Собор Святого Петра и анализ его древности

старинная фреска

Вот, например старинная фреска 1537-1541 годов, находящаяся в замке Святого Ангела в Риме. На ней изображен театр Браманты идущий вниз по склону холма и соединяющий папский замок Бельведер, расположенный на вершине холма с апартаментами Борджиа. Справа в дали виден замок Святого Ангела. Но тогда на переднем плане или немного левее должен быть виден собор Святого Петра, но его там нет. Нет здесь и старинной церкви базилики. Вместо них изображен пруд, на котором разыгрывается морское представление. Вокруг пустырь. Глядя на эту фреску, становится понятно, почему историки, говоря о театре Браманта, слово «театр» применяют как бы в переносном смысле. Дескать, на самом деле это был ни какой не театр, и получил это название по ошибке. Однако на фреске совершенно очевидно показано, что нижняя часть театра представляла собой пруд для морских представлений. А выше, в Бельведерском дворе, устраивали рыцарские турниры.

рыцарский турнир

Один такой турнир устроенный папой Пием четвертым по случаю бракосочетания своих родственников, изображен на сохранившейся до наших времен старинной фреске. Следовательно, ни какой древней базилики над гробом Святого Петра в то время не было.

старинная картинаПосмотрим еще на одну старую картину, изображающую Ватикан шестнадцатого века. На ней показана верхняя часть театра Браманты. Там в шестнадцатом веке хранилась коллекция мраморных, якобы античных скульптур, принадлежавшие папе Юлию второму. На этой картине собор Святого Петра, к сожалению не захвачен. Но хорошо видно, что вокруг театра Браманты раскинулось широкое поле. В середине шестнадцатого века, оно было еще совершенно не обжитое. Хотя вряд ли оно бы так пустовало, если бы еще в четвертом веке на нем бы стояла величественная базилика, воздвигнутая по приказу самого Константина Великого.

хроники шедаляА это рисунок из знаменитой хроники Шедаля, выпущенное еще, якобы в 1493 году. На этом рисунке тоже изображен Ватикан. На высоком холме стоит крепость, вероятно, это Бельведер. Внизу папский дворец в виде средневекового рыцарского замка. А  там, где должен находиться собор Святого Петра, изображен обычный дом, с надписью Святой Петр. Видно, что дом этот, мало похож на церковь. Скорее всего, эту надпись на рисунке сделали позже.

космографияВатикан шестнадцатого века изображен и на известной универсальной космографии Себастьяна Мюнстера, якобы 1550 года. На рисунке хорошо виден замок Святого Ангела и мост через реку Тибр. Рядом на горе виднеется Бельведер. Театра Браманты еще нет. От замка Святого Ангела идет крепостная стена соединяющего его с папским дворцом, построенным в виде рыцарского замка с высокой сторожевой башней. Рядом с этим дворцом, должна располагаться базилика Константина, якобы стоявшая на месте, где теперь стоит собор Святого Петра. Но почему, то нет никакой надписи говорящей о ней. В тоже время папский дворец подписан – «палатиум папы». Неужели папский дворец имел для Себастьяна Мюнстера большее значение, чем базилика, поставленная Константином Великим над гробом самого апостола Петра. Вряд ли такое возможно. Скорее всего, ни какой базилики в шестнадцатом веке, там просто не было.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


7 + 1 =