Современные проблемы этической теории

Проблемы этической теорииК традиционным проблемам этической теории относятся проблемы половой морали, войны, расизма, бедности и смертной казни. В наши дни в связи с развитием техники возникают новые фундаментальные этические проблемы, связанные с генной инженерией, исследованием стволовых клеток, имплантацией эмбрионов, клонированием человека, вынашиванием и рождением детей «на заказ» и прочее. И они возникают в то время, кода огромные массы людей утратили даже остатки религиозных убеждений (если они вообще у них когда-то были), которыми они могли бы руководствоваться в сложных этических ситуациях.

Кроме того, многие люди подпадают под влияние философских и научных теорий, развивающих идею о том, что у человека отсутствует единое целостное “Я”, способное следовать жизненным непротиворечивым принципам, что жизнь человека складывается из калейдоскопа непосредственных впечатлений и реакций. Формирование целостного устойчивого мировоззрения осложняется не только этими теориями, но и еще двумя обстоятельствами.

Первое обстоятельство относится к числу побочных продуктов развития информационных технологий. В настоящем контексте не имеет смысла повторять всем известные истины о положительных сторонах этого процесса. Но, наряду с безусловными благами, он имеет и свои отрицательные моменты. Благодаря интернету человеческий ум насыщается информацией по самым разным темам, поступающей со всего света. Однако не все потребители этой информации оказываются в состоянии понять ценность фактов, теорий, философских и религиозных систем, о которых они узнают. Более того, плохо усвоенная информация не может служить источником подлинного знания, способствующего пониманию мира. В результате формирование хорошо осознанной нравственной системы взглядов не облегчается, а осложняется. Второе обстоятельство, осложняющее формирование устойчивых моральных взглядов, – это постмодернистский плюрализм, который учит людей тому, что во всем огромном массиве поступающей по электронным каналам информации нет никакой объективной истины. Ни одна интерпретация не является более правильной, чем другая. Любое представление о мире является культурно детерминированным. Следовательно, мы не можем надеяться на то, чтобы правильно понять культуры прошлого или даже современные культуры, отличные от нашей собственной. А поскольку мышление представителей нашей собственной культуры может в будущем тоже изменится, то встает вопрос о том, имеет ил смысл пытаться развивать какие-либо неизменные этичные принципы.

Вопросы этической теории

Тем не менее, мы все-таки должны как-то жить, а жить – это значит постоянно сталкиваться с ситуациями, в которых нужно принимать моральные решения: если ты учишься, то можно ли списывать во время экзаменов? Если ты состоишь в браке, то можно ли обманывать супруга? Является ли аборт убийством? Является ли грехом самоубийство? Можно ли считать эвтаназию преступлением? Правильно ли уклонятся от налогов? Является ли грехом любая взятка? Этично ли стремиться к увеличению своих доходов? Какова цель наказания: воздаяние, профилактика новых преступлений, или перевоспитание, или все вместе взятое? Что такое прощение? Является ли нашим моральным обязательством безусловное, безоговорочное прощение? Этичны ли генная инженерия, евгеника, искусственное оплодотворение? Если клонирование человеческих существ станет технически возможным, то будет ли оно автоматически этичным?  Имеет ли общество право контролировать ученых? Является ли морально допустимой демонстрация по телевидению порнографии, альтернативных стилей жизни, сцен насилия? Допустимо ли использование в средствах массовой информации не нормативной лексики? Может ли цензура нанести непомерный ущерб свободе печати и искусства? Каким должен быть характер законов? Должны ли законы отражать и охранять принятые обществом ценности и изменяться в соответствии с изменениями этих ценностей? Или они должны охранять и поддерживать абсолютные, неизменные принципы и ценности?

Эти и тысячи других этических вопросов требуют своего ответа. И если мы не хотим, подобно страусу, прячущему голову под крыло, скрываться от этих проблем в своей частной жизни, то мы должны, открыто их формулировать и решать. На каких фундаментальных принципах и посылках мы будем основывать свои решения? Если мы будем основываться на тех соображениях, которые первые придут в голову, и соответствует текущей конъюнктуре и распространенным в обществе предрассудкам, то вряд ли нам удастся прийти к ответственным и удовлетворительным решениям.

При рассмотрении этого вопроса, имеет смысл, обратится к богатой российской традиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *