Почему в мире так много боли и страдания? Баттерфилд

БаттерфилдЕсли цели, которые Бог предопределил для человечества столь велики и значительны, как считает христианская мысль, то остается вопрос: почему достижение этих целей сопряжено с такими страданиями? Краткий ответ на этот вопрос в духе Священного Писания гласит: потому что отношения между Творцом и человеком, как его творением, были искажены, вследствие чего была нарушена гармоничность характера человека, его отношение с природой и сама природа. Говоря библейским языком, человек грешен. Смысл этого определения не просто в том, что человек плохо обращается со своими собратьями (проблема морального зла). Человек также бунтует против своего творца, и потому против него бунтует его собственная природа.

Следует, однако, отметить еще один важный смысл, который не покрывается данным ответом. Библия не говорит, что если человек страдает, то это страдание является следствием его грехов, совершенных им в его прежнем воплощении. В этом состоит существенное отличие между библейским походом, с одной стороны, и неоплатонизмом и индуизмом – с другой.

Люди также склонны объяснять наличие у какого-то человека серьезных заболеваний или несчастий, которые с ним происходят, его скрытыми грехами и пороками. Однако это расходится с библейским подходом. Вся книга Иова опровергает эту точку зрения. Христос в новом завете также отвергает ее. Его интересовали люди, преследуемые государством, и он вспоминал о тех, кто погиб в результате каких-то несчастных случаев. В обоих случаях он отвергал распространенное мнение о том, что невзгоды, обрушившиеся на этих людей, не случайны, что они обусловлены их крайней греховностью. Христос говорил, что все люди грешники, поэтому они должны покатятся, иначе всем людям грозит гибель.

И, наконец, когда в Библии утверждается, что все люди грешники, то это не означает, что любое человеческое существо настолько порочно, насколько это возможно. Христос отмечал, что люди и в его времена как, впрочем, и в любые другие времена, обладают и хорошими качествами. Так, родители, несмотря на свою греховность, проявляют заботу о своих детях: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим…». Подобные наблюдения вы найдете и в Ветхом Завете, где говорится о том, что отцы «милуют» своих детей, а матери их утешают и что женщине, которая когда-то кормила грудью ребенка, чрезвычайно трудно забыть о нем и не помогать ему в его жизненных трудностях.

Баттерфилд делает выводы

Но если учесть вышесказанное, то становится ясным, что человеческая природа явно претерпела какие-то искажения. Так, исследователь из Кембриджа Х. Баттерфильд, изучая исторические факты, выводит из них несколько принципиальных соображений: «Историк начинает с того, что приписывает личности более высокую значимость, чем исследователи, работающие в рамках других научных дисциплин. В этом смысле его позиция подобна христианскому вероучению, которое видит в каждом индивиде творение, причастное к вечности. Но данное великолепное начало, точно так же, как и в традиции христианской теологии, находит продолжение в более приниженном взгляде на человеческую природу, чем тот, который является общепринятым в ХХ веке.… Однако, с моей точки зрения, что касается отношений между человеческой природой и внешними условиями мира, то исследование истории, открывает глаза, на один существенный факт… если бы общество ослабило некоторые нормы и способы контроля, то многие вполне уважаемые люди существенно изменились бы, обнаружив, что многие поступки будут безнаказанными; неустойчивые люди, которые ранее держались в рамках закона, благодаря существующей в обществе системе сдерживания, оказались бы вовлеченными в преступный мир; а некоторые занялись бы воровством и грабежом, хотя раньше им это никогда не приходило в голову. Продолжительная крупномасштабная забастовка полицейских, возникновение революционной ситуации в городе, бесконтрольность оккупационных войск способствуют проявлению темных сторон человеческой природы в людях, которые в обычной ситуации ведут себя как уважаемые законопослушные граждане и подчиняются нормам своего общества»

Отсюда Баттерфилд делает вывод, что цивилизация и варварство – «это разные аспекты одной и той же человеческой природы, которые по-разному проявляются в разных условиях». Далее он добавляет: «Однако… никто не может сделать вид, что человек поборол свой эгоизм и сосредоточенность на самом себе»

Он утверждает, что если администрации какого-то города удалось добиться существенного снижения преступности, благодаря хорошо налаженной работе полиции, то никто не будет доказывать, что полиция в этом городе больше не нужна. Если в этом городе закрыть все полицейские участки, то дурная сторона человеческой натуры возьмет верх и уровень преступности возрастет.

Баттерфилд далее рассуждает, что скрытые человеческие пороки, подобные гордыне, жадности и эгоизму, порождают опасное самодовольство и уверенность человека в том, что он всегда прав, а другие люди – всегда не правы. Он пишет: «…Мне кажется, что только христианство подтачивает положение зла в мире… Оно способствует разрушению именно той оболочки самодовольства, которую оно, в силу самой природы своего учения, должно растворить, прежде чем продолжить дальнейшую работу с человеком. Чем меньше человеческое существо… способно… к серьезному самоанализу, тем больше в нем самодовольства. Так что именно «толстокожие» больше, чем кто-либо другой уверены в своей правоте.… В самом худшем случае подобная позиция порождает мифический мессианизм – этот мессианский угар ХХ века, который находится в опасной близости к установке: «Еще одна маленькая война против последнего из оставшихся врагов праведности – и мы расчистим площадку для строительства рая»

Следует признать, что христианский мир также временами впадал в глухое самодовольство, например, когда подвергал преследованиям еретиков, сжигал их живьем, обосновывая свои действия необходимостью спасения душ своих жертв. Крайние формы самодовольства проявляли также сторонники мощных политических движений, вроде нацизма или марксизма.

Баттерфилд поясняет, что его критика направлена не только против могущественных политических движений и широкомасштабных международных акций, но и против отдельных граждан: «Одна и та же человеческая природа, которая при благоприятных условиях хрупка и ранима, не имея закалки, может в других условиях превращаться в нечто отвратительное. Мне приходилось встречаться с маленькими людьми, которые проявляли такое самовольство в своих маленьких царствах, что им просто повезло, что им не досталось в наследство или в результате политической борьбы большое царство и что от них не зависят вопросы войны и мира…Мне кажется, что самыми верными лозунгами для любого человека должны быть два высказывания: «Все люди грешники, и я – главный среди них», «Нужно надеяться только на милость божию»

В завершение данного рассуждения Баттерфилд приводит слова одного епископа, который сказал, что если бы все мы полностью разоружились, то вряд ли бы кто-то на нас напал. Баттерфилд комментирует это высказывание так: «Может быть крайне добродетельным разоружаться и соглашаться на мученичество ради благого дела; но обещать, что нам не придется выносить мученичество в подобной ситуации, или полагаться на такое предположение – значит идти как против теологии, так и против истории. Мы не должны верить в человеческую природу. Такая вера – это новая и к тому же очень опасная ересь»

Назад

Далее

5 thoughts on “Почему в мире так много боли и страдания? Баттерфилд”

  1. Непонятно почему все же люди дети божьи, ведь Адам сотворен из глины, а не рожден Богом, а это творческий процесс.

    1. Искусственный интеллект – это тоже своего рода “дитя человеческое”. Кем в будущем роботы будут считать человека? Богом? Родителем?

  2. Ангелы вроде запрограммированных роботов не имеющих свободы воли. Кто изменил программу Сатане? Или он все же не был ангелом.

    1. А вот думается мне, что Сатана – это просто другая сторона “божественной медали”. Как свет и тьма, добро и зло… Бог и Сатана. Мир дуален. Он не может быть един.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *