Первый царь эпохи Ивана Грозного – Иван IV Васильевич

Первый царь эпохи ивана грозногоПервым царем эпохи Грозного был собственно сам Иван Васильевич. Период его царствования длился не больше шести лет: с 1547 года по 1553. 16 января 1547 года произошло венчание Ивана IV на царство. А уже через месяц 13 февраля состоялась его свадьба с Анастасией Романовой, дочерью окольничего Романа Захарьина родоначальника будущих царей Романовых. С этого момента Захарьины не просто стремились занять прочное положение при дворе, но и оказывать большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства.

Сельвестр и АдашевНо еще в 1547 году вокруг молодого царя сформировалась придворная политическая партия, лидерами которой были: протоиерей Благовещенского собора Сельвестр и Алексей Федорович Адашев. В письмах князя Курбского эта партия была названа – избранной радой или кружком вновь выдвинувшихся царских советников. Адашев был рядом с царем и во время знаменитых «Казанских походов». В том числе и в 1552 году, когда произошло самое значительное событие за время правления Ивана IV – взятие Казани русскими войсками. Долгие годы эта победа была для русского народа священным символом защиты России и православия.

Особое положение Сильвестра и Адашева при дворе Ивана Васильевича стало причиной появления у них множества врагов и главные из них были Захарьины – родственники царицы Анастасии. Эта вражда особенно проявилась в 1553 году во время тяжелой болезни царя Ивана.

Предчувствуя свою скорую кончину, Иван IV повелел боярам присягнуть на верность своему единственному сыну, царевичу Дмитрию и назначить опекунский совет, так как наследнику русского престола было всего пять месяцев от роду.

И в этот момент среди бояр начались недовольства. Высшая знать, родовитые бояре понимали, что в случае смерти царя власть, скорее всего, окажется в руках Захарьиных, которые станут фактически опекунами малолетнего царя. Они скорее готовы были присягнуть двоюродному брату царя Владимиру Старицкому, лишь бы не допустить к власти Захарьиных.

В результате этого столкновения родственников царицы все-таки оттеснили от трона, а опекунский совет возглавил Алексей Адашев.

Иван IV и святой юродивый Василий Блаженный – один и тот же человек

Несмотря на тяжелое состояние, Иван IV выздоровел, но государством управлять уже не мог. После болезни Иван IV полностью отошел от дел и превратился в юродивого. Зимой и летом он мог появиться на улицах в лохмотьях с веригами. Сегодня это, наверное, выглядело бы странным, что царь появляется в таком виде, и стал юродивым. Однако в те времена к юродивым относились с большим уважением, и превращение царя в юродивого произвело глубокое впечатление на современников. Более того, еще до своей болезни Иван IV проявлял большую набожность. Например, англичан, посещавших в то время Москву, поражали привычки русского государя. Они отмечали, что он чуждался грубых утех, не любил охоту, зато находил удовольствие в богослужении.

По-видимому, великий царь Иван Васильевич Грозный и знаменитый юродивый Василий Блаженный – это на самом деле одно и то же лицо.

В 1557 году блаженный царь умер. Его смерть была отмечена в официальных записях «Разрядного приказа». Сохранились сведения, что хоронили юродивого при огромном стечении народа. И это не удивительно. Хоронили не просто юродивого, а бывшего царя. Между прочим, в святцах упоминается не только Василий Блаженный, но и Иоанн Блаженный московский чудотворец о котором неизвестно почти никаких подробностей. Считается, что он умер в Москве, и тело его с великой честью тоже было погребено в Покровском Соборе. Скорее всего, речь идет об одном и том же человеке – царе Иване IV, похороненном именно в Покровском соборе, который построили в честь покорения Казани. Так что Иван IV мог дважды попасть в святцы и под именем Иоанн и под именем Василий.

Икона Иван IVСамым достоверным и самым ранним из сохранившихся до нашего времени изображений Иоанна IV Грозного считается так называемый «Копенгагенский портрет». Он сохранится в Копенгагене – национальном музее Дании. Интересно, что этот портрет написан как икона, яичными красками на досках и в чисто иконописной манере. Края доски выступают наружу, а изображение помещено в углубление. Получается так называемый ковчег. А ковчег, как правило, делался только на иконах. Вырезать такое прямоугольное углубление в досках, а затем выравнивать его – непросто. Делалось это в соответствии с особыми церковными требованиями. Все старые русские иконы были выполнены в таком стиле. На современных иконах ковчег уже, как правило, не делается.

Историки предпочитают называть этот портрет не иконой, а парсуной. Парсуна – это переходный стиль от иконописи к светскому портрету. Разумеется, историки не могут признать, что копенгагенский портрет – это настоящая русская икона. Ведь тогда им придется или объяснять, почему тирана и многоженца причислили к лику святых, или признать, что официальное описание жизни Грозного неверно. Но наличие этого портрета только подтверждает версию, что Иван IV действительно был «блаженным», причисленным православной церковью к лику святых.

Далее

Назад




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *