Старое как мир суеверие. После изобретения дрожжевого способа приготовления хлеба при выпекании хлеб формируется совершенно определенным образом. Внизу — запекшаяся корочка, а сверху — румяная корочка, как выпуклая крышечка. Старый, добрый, круглый каравай. Одна из наиболее древних форм дрожжевого хлеба. Вот и считалось нехорошей приметой класть хлеб на стол верхней коркой. В некоторых случаях это суеверие доходило до степени запрета.
Например, совершенно недопустимо было переворачивать буханку «кверху дном» в некоторых рыбацких деревушках Северной Англии.
Здесь считалось, что с каждой перевернутой буханкой в море переворачивается корабль. Переворачивать буханку «кверху дном» в России также считалось большим грехом, так как хлеб — это дар Божий и подобное неуважительное отношение к нему могло повлечь за собой соответствующее наказание Всевышнего. Считается также, что у хлеба есть «голова» — верхняя корочка, поэтому переворачивание его «вниз головой» воспринималось как грубая непристойность. Давайте попробуем разобраться в происхождении и причине столь длительного существования этого суеверия.
Нижняя корочка выпекаемого в печи хлеба часто, если не всегда, была подгоревшая, ее и не употребляли в пищу. Кроме того, на ней могла быть запекшаяся зола. Поэтому она играла роль своеобразной подставки, донышка. Верхняя красивая корочка использовалась в пищу. И класть ее на стол даже из соображений гигиены неправильно . Существуют и другие объяснения. Для крестьянина, особенно жившего в старые времена, большое культовое значение имел процесс созревания, роста вверх. Все вокруг крестьянина живое и при правильном уходе растущее.
Хлеб, он тоже как живой — созревает в печи и растет вверх. В этом магическая сила природы, один из важнейших и мощнейших древних культов. Поэтому положить хлеб головой вниз значило перевернуть все с ног на го- лову, прервать рост, поток. Старорусское название хлеба — жито. От слова «жить». Огромный смысл вложен в это слово, и значение его также огромно. А еще есть такая русская поговорка: «Хлеб всему голова». Правильно, ведь как много надо сделать в крестьянском хозяйстве, сколько надо выполнить долгих и тяжелых работ, чтобы наконец выпечь хлеб.
А тут взять буханку, дающую жизнь, эту вершину стольких дел, и перевернуть. Хлеб, круглый, светлый, теплый, впитал в себя столько солнца, когда созревала пшеница, что немудрено — он стал одним из символов солнца. Так что с переворотом хлеба надо быть особенно осторожным, как же — переворачивать солнце! Хлеб — это также и символ братского круга, семьи. Вспомните такие поговорки: встречать хлебом- солью, преломить хлеб с друзьями. Все это означало , что, если ты попробовал мой хлеб, ты стал своим, вошел в наш круг. В свете этого переворот хлеба на столе — это магический символ непринятия общего круга, семейной значимости. Такой шаг может очень негативно сказаться на самой семье.
Процесс нарезания хлеба тоже овеян множеством примет и суеверий, например: если буханка при разрезании ломается в руках, это предвещает семейную ссору. Ведь резать хлеб вообще-то дело хозяина дома, он наделяет каждого своей долей, и если он делает это нервно, небрежно, все отразится на его домочадцах, все начнут нервничать. Ну а если хозяин не умеет резать хлеб, то совсем плохо: какой же он хозяин — он просто неумеха.
Или другая примета: если человек режет хлеб неровно (один кусок получается местами тонким, а местами — с утолщениями), значит, жизнь его будет такой же неровной и трудной. И наоборот, если отрезанный кусок ровен, то жизнь такого человека будет гладкой и спокойной. Это магическая примета, ее смысл в том, что, нарезая хлеб, надо помнить, что ты наделяешь всех сидящих за столом от своей доли. В данном случае хлеб — это и есть твоя доля . Твоя жизнь — как нарежешь , так и проживешь.