Иуда Искариот предатель или праведник?

Иуда ИскариотГруппа ученых из Йельского университета опубликовала сенсационные результаты своих исследований. Они провели анализ древних источников и пришли к выводу, что ни в одном из ранних христианских апокрифов, Иуда не упоминается как предатель. Более того, этого нет и в новозаветных текстах. Как это объяснить? Неужели история с предательством Иуды умелая выдумка священнослужителей, пытавшихся переписать библейскую историю? Звучит невероятно, но как иначе объяснить подобные факты?

Чтобы подтвердить или опровергнуть свою гипотезу ученым требовались серьезные доказательства. И они их обнаружили в запасниках каирского музея в Египте. Собрание древних кодексов Наг-Хаммади, найдено в южном Египте в 1945 году. Тринадцать книг в переплетах из кожи представляют собой уникальное собрание апокрифов евангелий разных святых. Специалист по новому завету и истории раннего христианства Том Райт, сравнив тексты в библиотеке Наг-Хаммади и евангелие от Иуды, сделал громкое заявление. По стилистике, повествованию, упоминанию бога, кодексы и евангелие похожи как две капли воды. Этот факт дал возможность ученым предположить, что священны тексты были созданы примерно в одно и то же время – в первом, третьем веках нашей эры.

Главная сенсация выяснилась позже. Из перевода стало ясно, что тексты содержали учения гностиков – самых ранних христиан. Мало кто знает, что гностики опирались на мистические учения и считали, что человеческое тело – это тюрьма. Исходя из этого, смерть Иисуса была для ранних христиан освобождением его души. А Иуда в этом случае описывался не как предатель, а как человек, который помог учителю совершить это освобождение.

Если эта теория верна, то получается, что Иисус Христос знал, что будет распят и его смерть принесет спасение всем народам. Но чтобы эти события произошли, нужен был человек, который возьмет на себя тяжкий, несмываемый грех предательства. Этим человеком, по мнению историков, стал последний ученик Христа Иуда Искариот.

Наступает момент, когда Иуда должен предать своего учителя Иисуса Христа. Согласно древним писаниям, учитель сам говорил Иуде о его священной миссии. Отрывок из древнего текста, по мнению ученых, проливает свет на истинные причины поступка Иуды. Зная, что помыслы Иуды возвышены, Иисус сказал ему: «Отойди от других, и я тебе поведаю тайны царства. Ты можешь их постичь, но будешь много скорбеть».[36] «Ибо другой тебя заменит, дабы могли двенадцать [учеников] вновь примириться со своим Богом».

Опираясь на эти открытия, исследователи выдвинули версию, согласно которой Иуда не предатель, а спаситель человеческого рода. Эта версия, в конечном счете, сводится к тому, что если бы не Иуда, не был бы искуплен человеческий род. А с точки зрения гностиков – не был бы освобожден дух или логос из той оболочки человеческой, которую вынужден был на себя Иисус принять. И согласно этой версии Христос не страдал, и все страдания его были видимостью. И Иуда знал это, что Иисус не будет страдать.

По мнению исследователей, это далеко не единственное доказательство того, что библейская история предательства Иуды, – это история великого обмана, а все события, изложенные в священных писаниях, самый показательный пример, как происходила работа первых в мире идеологов христианства.

Зачем выходцу из знатной семьи тридцать серебренников?

Изучая христианские рукописи, исследователи обнаружили ранее неизвестные подробности из жизни Иуды. Мало кто знает, что Иуда рос в приемной семье. Легенда гласит, что при рождении младенца, его настоящим родителям явилось видение, после чего они отказались от будущего сына. Во сне им открылось, что у них родится ужасный сын, который принесет огромные беды израильскому народу. И когда он родился, его опустили в просмоленную корзину и пустили по реке Иордан. Он попадает в море, море его выбрасывает на остров, который называется Скариот (вероятно вымышленное название). На этом острове Иуду усыновляет бездетная царица.

Но если легенда правдива и Иуда был из богатой семьи, то он не нуждался в деньгах. Более того, в общине Христа, Иуда отвечал за казну. Если бы он был жаден до денег, то мог бы просто воровать их из общей копилки. Однако Иисус и апостолы доверяли своему казначею. Мог ли представитель знатной семьи, постоянно имея при себе материальные средства, совершить столь страшный грех, за столь ничтожную плату в тридцать серебренников?

Сумма за предательство Иисуса Христа до сих пор вызывает споры в научных кругах. Откуда вообще появились тридцать серебренников? Историки обратились к древним текстам и подсчитали, что для того времени – сумма была совсем незначительная. Столько за четыре месяца зарабатывал обычный ремесленник. Более того, эта сумма в оплату Иуде упоминается только в Евангелии от Матфея.

Вот так это описывается в Новом Завете: «Тогда один из двенадцати, которого звали Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: «Что дадите мне, если я передам вам его?» «Они заплатили ему тридцать серебренников. И с этого момента он искал удобного случая передать им его».

Эти открытия заставили историков и теологов пересмотреть привычное представление об Иуде, как об алчном предателе. Более того, изучив четыре евангелия Нового Завета, исследователи нашли множество несоответствий в образе Искариота. Каждый автор Нового Завета вносил свои детали. Персонаж Иуды постоянно менялся, приобретая все более зловещие черты. Ученые заметили, если в первом евангелии от Марка Иуда как понимающий Иисуса ученик, то в последнем евангелии от Иоанна, он прообраз самого сатаны. Как объяснить эти разночтения?

В поисках ответа историки выдвинули неожиданную теорию. Что если библейского Иуды Искариота, отступника и вора, никогда не существовало? И главный, в истории человечества, предатель – умелая выдумка священнослужителей, пытавшихся переписать библейскую историю.

Для чего создали отрицательный персонаж Иуды

Но для чего библейскими евангелистами был создан человек, наделенный всеми отрицательными качествами? Возможный ответ на этот вопрос историки обнаружили в древних текстах, описывающих правление императора Рима Нерона.

Рим. На площадь перед дворцом императора прибывает многочисленное войско. Император Рима обещает показать им невиданные доселе зрелища. Все замечают, как по всему периметру огромного парка вбиты деревянные столбы, к которым привязаны люди, обмотанные в хворост и солому. С наступлением темноты Нерон приказывает своим рабам пожечь каждый столб с нескольких сторон. Уже через несколько минут огромное пламя из горящих людей освещает парк.

По мнению историков, именно так в Древнем Риме император расправлялся с первыми христианами, считая их колдовской сектой. Историки отмечают, что в то время христиане подвергались гонениям не только со стороны римлян, их также преследовали иудеи. Они высмеивали новообращенных, считая этих людей еретиками, и выгоняли из храмов. Более того, евангелисты описывали Иисуса уже в ходе римской войны, а значит, им приходилось соблюдать политическую лояльность.

Чтобы сохранить собственную жизнь в условиях кровавой смуты, авторы евангелий был нужен отрицательный персонаж из иудеев, который принял бы новую религию Христа, но при этом не смог устоять перед соблазном, за что и был наказан. И таким персонажем выбрали Иуду Искариота. Во всех библейских писаниях это самый страшный преступник.


Однако с этой гипотезой согласны далеко не все исследователи. Ученые проследили, что упоминание Иуды, как верного ученика, есть в апокрифах, которые не вошли в Новый Завет, а значит, Иуда существовал на самом деле. Но был один факт, который заставил исследователей пересмотреть истинную роль Иуды в мировой истории.

Какая на самом деле миссия была отведена этому человеку? О какой запланированной роли Иуды говорят исследователи? Неужели существует какой-то высший сценарий, по которому развиваются все земные события?

One thought on “Иуда Искариот предатель или праведник?”

  1. Оказавшись случайно здесь и, увидев какая животрепещущая тема обсуждается, не могу не сказать про одну интересную книгу, в которой, как мне кажется, доказано историческое существование Иисуса – книга “Партия Иисуса” (есть на Озоне и на ЛитРес). Вот цитата из книги, объясняющая все затруднения с истолкованием Евангелий:

    “Из Евангелий мы знаем, что Иисус был, выражаясь современным языком, руководителем довольно известной в то время общественной организации, подвергался преследованиям и вёл напряжённую, полную опасностей жизнь. И вот представьте себе, что за толкование его высказываний примутся люди, никогда не участвовавшие ни в каких общественных организациях, не замеченные ни на каких многолюдных митингах и демонстрациях, в общем, эдакие тихие обыватели, привыкшие, надев тапочки, коротать вечера перед телевизором. Сумеют ли они, не имея схожего жизненного опыта, распознать среди разбросанных по тексту высказываний Христа те из них, которые относятся к деятельности созданной им организации? Весьма сомнительно. Даже натолкнувшись на них в евангельских текстах, они не поймут их значения, поскольку в своём жизненном багаже не имеют ничего, даже отдалённо напоминающего опыт Иисуса. Но толковать-то ведь надо, раз уж взялись за это дело! И наши горе-исследователи начинают сопоставлять евангельские сюжеты с тем, что первое приходит им в голову, а прийти может всё, что угодно: и впечатления от когда-то прочитанных книг, и лекции, прослушанные в университете, и сюжеты телепередач, и даже бабушкины любимые сказки, слышанные в детстве… Словом, если у исследователя-библеиста нет опыта общественной деятельности, хоть в какой-то степени сходного с опытом Иисуса, то ассоциации могут возникнуть любые, даже самые нелепые и дикие. И тогда одному исследователю Иисус может показаться мятежником-экстремистом, другому — бродячим учителем софистики, третьему — предводителем шайки гомосексуалистов,3 четвёртый уверен, что в Евангелиях приведены не подлинные мысли и дела Христа, а лишь придуманные позднейшей христианской общиной, а пятый объявит, что Иисус никогда не существовал и, следовательно, говорить вообще не о чем…”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *