Дешевые подделки древностей. Массовые фальшивые подделки

египетская пирамидаИзвестно, что во все времена фальсификаторы занимались не только изготовлением фальшивых шедевров. Давно процветает и так называемая бросовая фальсификация – дешевые подделки. Но бум на изготовление дешевых подделок начался в конце девятнадцатого века. В это время началось увлечение туризмом. В Европу и Азию хлынул поток американцев, которые скупали все, что попадало под руку. Эту тягу американцев к коллекционированию даже отразили в своих произведениях О Генри и Марк Твен. Из кошельков туристов деньги потекли рекой в карманы разного рода мошенников. Сегодня невозможно определить, сколько было продано фальшивых древних папирусов, монет, каменных фигурок и глиняных кувшинов. И сколько из них до сих пор хранится в коллекциях обманутых искателей древностей.

Не только обычные путешественники, но и специалисты не всегда могли определить подлинную древность от подделки. Однажды немецкий искусствовед Юлиус Меергрефе осматривал в Египте местные достопримечательности. Вместе со своим гидом он нашел, как он думал, древнюю статуэтку. Вернувшись в отель, он решил показать свою находку торговцу, лавка которого была неподалеку. Торговец пригласил его к себе и показал несколько точно таких же статуэток. Владелец лавки получил их от одного торгового агента в Каире.  Оказалось, что эти статуэтки делают в Силезии, в городке Бунцлау, а местный гид, который сопровождал искусствоведа, давно уже специализируется на таких псевдонаходках.

Однако не только сто лет назад, но и сегодня предприимчивые местные жители могут проделать на глазах у туристов старых трюк, выдав дешевые подделки за древние подлинники. Например, выкопать у подножия пирамиды древнеегипетскую статуэтку или еще какой-нибудь предмет якобы сохранившийся со времен фараонов и тут же продать его как уникальную находку. В двадцатые годы прошлого века такие археологические находки штамповали по всей Европе… сегодня – где-нибудь в Китае. Не только посетители поля пирамид в Гизе, но и туристы, побывавшие в других местах, например в Помпее или Риме могут рассказать похожие истории.

А для тех, кто не верит в подлинность якобы древних находок, у мошенников припасен другой фокус. Недоверчивый турист неожиданно сам может найти древнеримскую монету, которая якобы две тысячи лет назад закатилась в щель между камнями Колизея и пролежала там до сего дня. К сожалению сегодня, количество подделок в мире настолько велико, что никто не может быть уверенным в подлинности сделанного приобретения. Ни турист, покупающий за бесценок якобы египетский папирус, ни коллекционер, случайно нашедший старинный раритет в маленьком антикварном магазине, ни профессиональный искусствовед, приобретающий для крупнейшего музея экспонат прошедший множество экспертиз.

Подделка может оказаться не только в лавке араба-торговца, но даже на аукционе всемирно известной лондонской фирмы Сотби. Сегодня есть много методов, с помощью которых специалисты определяют подлинность и возраст исторических памятников и археологических артефактов. Но, к сожалению ни один из них не является абсолютным и универсальным. Более того, очень часто оценка подлинности этих объектов основана на крайне субъективных мнениях исследователей и экспертов. Нередко это приводило к катастрофическим ошибкам.

Ведь очень часто дешевые подделки внедряются в жизнь незаметно. Если на протяжении жизни одного поколения подделку не разоблачили, то со временем она становится подлинником. Потому что для потомков она уже освещена временем и авторитетом прежних владельцев. Сегодня не все еще знают, что фальсификаторы истории подделывали не только скульптуры, монеты или документы. Подделки встречаются среди известных архитектурных и археологических памятников. Некоторые из них даже объявлены ЮНЕСКО всемирным историческим наследием

2 thoughts on “Дешевые подделки древностей. Массовые фальшивые подделки”

  1. Проблема в том, что многие “grand tour” артефакты, приобретенные в период от середины 19 века до середины 20-го не более чем фальсификаты (производство было поставлено на поток под спрос, особенно по Египту в период с начала 20 века, не меньшим спросом пользовалась чуть ранее Греция). Но они освящены авторитетом старых коллекций. Аукционные дома не проводят дорогостоящих физико-химических исследований лотов, выставленных на продажу – дорого, долго и все равно объективный возраст предмета установить не удастся. По бронзе – не позже 14-15 века (антика это или итальянское возрождение?), по керамике еще сложнее, камень вообще не определяем (кроме возраста самого камня, да и здесь есть свои проблемы). Исходят из “авторитетности” самой коллекции, определяемой ее возрастом. Рынок есть, рынок востребован, но большинство лотов, не более чем “кот в мешке”. Поэтому, экспертная оценка заключается в одном – по монетам, сравнением с “эталонами” не вызывающими сомнений в подлинности и присутствием признаков чеканки (что могли чеканить до 18 века после Рождества Христова я примерно представляю, но весь массив античной чеканки технологически в эти временные рамки не вписывается), по литой пластике – исключительно сравнительным методом, по ранее датированным образцам (кто и как их датировал – кто-то и как-то).

    1. По большому счету определить точную даты древности той или иной находки в принципе не возможно. Даже нумизматика не может гарантировать это. Да и стоит ли копаться в седой древности, когда в современном мире проблем выше крыши: бедность, войны, экологические катастрофы. Вот куда надо вкладывать все усилия, а не копаться в прошлом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *