Есть такая старая и когда-то весьма популярная книга члена Гонкуровской академии Жозефа Ронистаршего. В ней описано, как первобытные люди, в результате первобытной войны утратившие огонь, через страшные лишения и подвиги вновь обретают его. Книга, конечно, весьма претенциозная и примитивная, но в ней неплохо отражен принцип Очага.
Ведь совершенно очевидно, что символ огня имеет большое значение, и, по сути, с момента начала использования человеком огня и началась цивилизация.
Овладение огнем дало возможность создать гораздо более комфортную жизнь и существенно раздвинуло границы обитаемого мира, ведь теперь человек мог жить там, где раньше из-за холодных зим он не мог и помыслить жить.
У пещерных жителей огонь представлял огромную ценность, особенно тогда, когда его не умели добывать и носили с собой в специальных корзинах. Огонь охраняли лучшие воины, ведь потеря огня грозила страшной участью для всего племени.
Огонь, горящий в очаге, формирует пространство дома и иерархичность семьи, главное место у очага принадлежит хозяину дома. В старинных жилищах, в частности в юртах у кочевников, очаг располагался в центре, а все рассаживались вокруг него. В верованиях многих народов имеются домашние духи, хранители Очага, например, те же домовые.
Эти представители тонкого мира требуют уважительного отношения к себе. Именно поэтому огонь из родного очага имел такое большое символическое значение и так было важно переносить его из дома в дом.