Ответы на возражения против библейского представления о будущем мира

дитя божьеНадо отметить с самого начала, что ни Библия, ни христиане не выступают против стремления науки покончить с физической болью и страданиями и продлить человеческую жизнь. Напротив, они относятся к этой попытке с энтузиазмом. Успехи медицины, в особенности те, которые были достигнутые ею за последние сто лет, заслуживают самой высокой оценки. Христиане считают, что эти достижения вытекают из Богом предписанной человеку роли отвечать за сохранение и развитие земных ресурсов. Более того, христиан исключительно вдохновляют призывы Христа к исцелению больных. Но возражения против библейского представления о будущем, приведенные в предыдущей статье, нуждаются в комментариях.

Относительно библейских обетований восстановления и преобразования творения необходимо отметить следующее.

  • Бог, будучи вечным, не измеряет время теми же единицами, что и мы.
  • Для достижения своих целей Богу необходимо, чтобы были задействованы многие поколения людей.
  • Бог долготерпелив и милостив, он хочет, чтобы ни один из нас не погиб, но чтобы все мы пришил к покаянию, и приготовились ко второму пришествию Христа.
  • Конец Земли и небес в их теперешнем состоянии придет. Бог вмешивается благодаря своей силе и власти, и библейские обетования будут исполнены.

Однако более важно следующее. Аргумент о том, что если бы существовал Всемогущий и Всеблагой Бог, то он уже давно бы использовал свою власть, чтобы преобразовать творение в рай, где нет боли и страданий, не учитывает одно принципиальное обстоятельство: некоторые дела даже божественная любовь не может осуществить, опираясь только на свою власть, путем простого применения своей силы. В библии говорится что, божественной любви не подобает радикальное преобразование мира с помощью одномоментного применения своей власти. Преобразование мира должно быть совершено посредством страдания, то есть страдания самого Бога.

Сама идея о том, что Бог вообще может страдать, является для многих философов и теологов столь поразительной, что мы должны ее специально обсудить. Поэтому мы вернемся к ней ниже, пока ограничившись замечанием о том, что, согласно Библии, Христос был подлинным человеком, но не только человеком. Он был воплощенным Богом, то есть как Богом, так и Человеком одновременно. Он не был раздвоенной личностью, но единым Христом. Следовательно, когда страдал Христос, то страдал Бог; когда был распят Христос, был распят Бог.

Почему Бог должен страдать

  1. Если восставшее против Бога и грешное творение Божье когда-то будет славно править над восстановленной и прославленной природой, то человек должен быть сначала превращен в любящее дитя Божье.

И это понятно. Какой смысл имеет восстановление творение до состояния его полной славы и возможностей, если управление этим восстановленным творением будет отдано слабому, своенравному, эгоистичному и греховному человеку? Даже если уровень научно-технического прогресса достигнет небывалых высот, то при таком правителе ошибки неизбежны. Именно это отчасти объясняет отсрочку в исполнении обетования восстановления мира. В Библии говорится, что «…тварь (то есть творение) с надеждою ожидает откровение сынов Божиих»

Однако в связи с этим встает вопрос. Как может Бог превратить хотя бы одно свое неверующее, грешное, подозрительное, враждебно настроенное и иногда озлобленное творение в любящее и полное доверия дитя Божье? Разумеется, не посредством проявления силы и всемогущества, которые могут только увеличить обиду и ожесточение сердца. Бог делает это путем демонстрации своей любви к человеку, проявляющейся в крестных муках воплощенного Бога. Объясняя фарисею Никодиму основной стержень, на котором держится новое рождение личности как дитя Божьего, Христос говорит: «И как Моисей взнес змию в пустыне, так должно вознесену быть сыну человеческому, дабы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына своего единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через него»

Не может быть более великой демонстрации любви, чем жертвенное страдание во имя другого. Именно через страдания и смерть воплощенного Бога прежние враги Бога могут увидеть, что есть Бог на самом деле, примириться с Ним и родиться заново в качестве его детей.

  1. Если постоянно нарушающий закон, виновный во многих прегрешениях человек справедливо прощается и объявляется праведным с Богом, а также Моральным Правителем Мироздания, то прежде должна быть осуществлена расплата за его грехи. Ведь если она не будет осуществлена, то, как может Бог сделать его правителем восстановленного творения?

Именно в связи с Божьим замыслом, согласно которому многие сыны Божьи будут приведены к славе царствования вместе с Христом над обновленным творением, автор послания к евреям пишет следующее «…Надлежало, чтобы тот, для которого все и от которого все, приводящего многих сынов во славу, вождя спасения их совершил чрез страдания». Смысл этого высказывания в том, что если когда-либо сыны Божьи должны быть приведены к славе, им нужно спасение. Чтобы сделать это спасение возможным, необходим Вождь их спасения. Этот тезис дополняется рассуждением о том, что единственный способ справедливого и благородного спасения состоял в том, чтобы сделать вождя спасения совершенным через страдания. Это никоем образом не означает, что Вождь, или Совершитель, их спасения (которым был, конечно, Христос) был в каком-то отношении морально несовершенным и нуждался в совершенствовании. Это означает, что для того, чтобы действовать милостиво и верно в качестве первосвященника от лица человечества, он должен обеспечить ему свершенное спасение путем умилостивительной искупительной жертвы перед Богом за грехи людей. И не существовало никакого другого способа это сделать, чем принять страдания. Бог, Создатель Закона, на ком лежит нравственное управление мирозданием, не может простить грех просто путем произвольного акта силы, не принимая во внимание справедливость.

«Если Бог легко простит человеческие грехи – такое дешевое прощение будет означать, что моральное зло не имеет большого значения, — то это будет совершенно неправедным деянием, идущим против истины, милосердия и любви по отношению к человеку, так как сведет на нет его нравственную ответственность. Цель Христа в принесении жертвы умилостивления состояла в том, чтобы достигнуть божественного прощения, достойного Бога, созвучного его праведности.… Отнюдь не потворствую человеческому злу… эта жертва состояла ни много ни мало – в принятии им на себя (в лице его собственного любимого сына) невыносимого груза этого зла. Тем самым не только полностью раскрывалась ненависть Бога к человеческому злу, но и осуществлялось полное и действительное его прощение».

Только тот, кто был действительно человеком, мог солидаризоваться со всем человечеством в качестве его представителя перед Богом; а Иисус был действительно человеком. Но только тот, кто был одновременно Богом, мог понести на себе страдание гнева и негодования, которое святой и праведный Бог может выражать против зла мирового греха. Следовательно, Иисус Христос, который был воплощенным Богом, «однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, был умерщвлен по плоти, но ожив духом». Таким образом, в основании отношений любви между Всемогущим Богом и человеком лежит страдание, страдание Бога.

  1. Верующий должен доказать, что его вера подлинна, что она не содержит неподобающих ей элементов. А это неизбежно предполагает страдание.

Спасение – это дар. Человек не может получить его как плату за труды. Его можно получить только путем веры. Новый Завет настаивает на этом. Но:

а) Верующий должен доказать, что его вера подлинна. Поэтому Бог должен допустить проверку веры искушением, несчастиями или даже преследованиями и смертью, так, чтобы можно было понять, что это подлинная вера в Бога, то есть верующий человек должен доверять Богу, его слову, его характеру и преданности.

б) Вера должна быть чистой. Вера подобна золоту, которое, несмотря на содержащееся в нм примеси, все равно считается золотом. Так, в самом начале вера может содержать примесь уверенности в себе, традиции, давления среды или религиозной эйфории. Страдание служит очищению веры от примеси и превращению ее в чистое золото.

в) Дитя Божье должно воспитываться отцом, который может в случае необходимости даже наказать своего воспитанника. Так, постепенно, дитя становится зрелым сыном Божьим или зрелой его дочерью.

Все эти процессы связаны со страданием, и поэтому путь верующего к окончательной славе неизбежно сопряжен с болью и страданиями. Таким образом, в Библии неоднократно объясняется, что Бог не просто призывает своих людей быть верными ему, жить и умирать, не поддаваясь страху. Бог рассудил, что единственное, что он может сделать, ведя своих многочисленных сынов к славе, — это дать им вождя спасения, который сам пострадал, так как призваны страдать они, и поэтому знает на собственном опыте, что такое страдание. «Хотя он и сын, однако, страданиями навык послушанию…», — то есть он понял на опыте, чего стоит жить в послушании Богу в этом жестоком, неверующем мире. И, несмотря на то, что он сам был совершенным, «сделался для всех послушных ему виновником спасения вечного». И еще: «Ибо, как сам он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь». Он является «начальником и совершителем» их веры, постоянно помогая им в сохранении веры. Он служит высшим примером для верующих. Посредством своего духа он постоянно сопровождает и поддерживает верующих.

Следующая глава

Предыдущая глава

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


3 + 6 =