Эпоха Ивана Грозного глазами современных историков

Иван Грозный16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого Князя Иоанна Васильевича прозванного впоследствии Иваном Грозным. Хрестоматийную историю правления этого царя знает практически каждый. Но далеко не все обращают внимание на ряд очень странных обстоятельств, который содержится в биографии Ивана Грозного. До сих пор никто из историков не дал им разумного объяснения. Как правило, все странные и необычайно жестокие поступки русского самодержца объясняются психологической жестокостью и психическим нездоровьем русского царя. В этой статье мы постараемся разобраться, так ли это было на самом деле.

Эпоха Ивана ГрозногоКаждый исследователь, для которого эпоха Ивана Грозного является предметом серьезной работы, сталкивается с тем, что от этого времени практически не осталось подлинных документов. Полностью погибли опричные архивы, содержавшие судные дела того периода. И вообще не секрет, что сохранность русских архивов и книгохранилищ шестнадцатого века наихудшее во всей Европе.

Царственная книгаВо многих документах середины конца шестнадцатого века можно увидеть явные следы поздней тенденциозной правки. Например, в «Царственной книге», которая является частью лицевого летописного свода, содержится много помарок и вставок публицистического характера. Большинство произведений самого Ивана Грозного сохранилось в редакции семнадцатого-восемнадцатого веков, то есть уже эпохи Романовых.

Эпоха Ивана Грозного – цифры, факты и документы

Существует всего семь документов Ивана Грозного, которые можно считать подлинными. Это письмо Василию Грязному; послания: Симеону Бекбулатовичу,  Стефану Баторию, Сигизмунду второму Августу, Григорию Хоткевичу, английской королеве Елизавете Первой, список спора о вере Грозного с Яном Ракитой… и всё. Нет ни знаменитого «Указа об опричнине», ни «Синодика», якобы написанного Грозным после раскаяния. Не сохранилась даже подлинная «Духовная» Грозного, то есть завещание.

Интересно, что якобы подлинные завещания других Московских князей сохранились. Например, целых три завещания Василия I Дмитриевича, написанные за сто пятьдесят лет до Грозного. Сохранилось даже  якобы подлинное завещание Ивана Калиты, которое на двести пятьдесят лет старше документов Ивана Грозного. А подлинника «Духовной» Ивана Васильевича – нет. Завещание Ивана Грозного сохранилось в единственной испорченной копии и без указания даты. Такая же картина и с грамотами.

Уцелело сорок грамот деда Грозного Ивана III, но не сохранилось ни одной подлинной грамоты с печатью Ивана IV, хотя историки утверждают обратное. Но чтобы это доказать часто вместо подлинных документов ссылаются на откровенные подделки.

Грамота Ивана ГрозногоЭтот документ историки называют «Грамотой Ивана IV». На подлинном документе должна быть и подлинная печать. В то время печать ставилась так. Сначала под подписью делалось несколько отверстий, в которые пропускался шнурок. Концы шнурка скручивались и скреплялись, как правило, восковой или подлиная печатьсвинцовой печатью-оттиском. Все это делалось для того, чтобы печать нельзя было перенести на другую грамоту, не повредив саму печатьПоддельная печать или бумагу, к которой она прикреплена.

Что же мы видим на так называемой грамоте Ивана Грозного? Совершенно очевидно, что печать вместе со шнурком была вырезана из какого-то другого документа и приклеена к этой грамоте. Такой совершенно очевидный подлог историки называют – подлинником. Но если действительно не сохранилось практически никаких подлинных документов Ивана Грозного, то на чем же тогда основана традиционная история его жизни и правления? Из каких источников историки брали о нем информацию?

Когда вдумчивый исследователь задается этим вопросом, то выясняется – все что нам известно о времени под названием “Эпоха Ивана Грозного” это в большей степени миф, а не реальные исторические факты.

Творцами этого мифа были, например некоторые современники Ивана Грозного у которых имелись веские причины ненавидеть царя и клеветать на него. В первую очередь это были некоторые западные европейцы, и князь Курбский изменивший царю и отечеству и бежавший в Европу. В частности на их сочинениях основываются свидетельства жестокости Ивана Грозного. Достоверность этих сочинений очень сомнительна, и полагаться на них как на серьезный источник нельзя.

Считается, что Курбский был прямым потомком Рюрика и князя Владимира по старшей линии, а Грозный по младшей. Понятно что, имея такое происхождение, Курбский претендовал на русский престол, а ему досталось только Великое княжество Ярославское. Не удивительно, что всю жизнь Курбский испытывал злость, зависть и обиду по отношению к Ивану Грозному.

Истории, сочиненные Курбским и другими западноевропейскими противниками Ивана Васильевича, долгое время оставались лишь историями. Историческими фактами якобы правдивыми и подлинными они стали на страницах исторических трудов официального историографа Российской империи Николая Карамзина.

Эпоха Ивана Грозного глазами Карамзина

Сочиняя по заказу правящего дома Романовых официальную версию русской истории эпохе Ивана Грозного, Карамзин уделил особое внимание. В июне 1814 года в одном из своих писем Александру Тургеневу он писал: «Без главы об Иване Грозном, моя история будет, как павлин без хвоста». И этот самый «хвост» Карамзин раскрашивал самыми мрачными красками. Именно в его многотомном труде под названием «История государства Российского» эпоха Ивана Грозного предстала темным средневековьем, постыдным пятном на русской истории. Благодаря усилиям Карамзина восторжествовало мнение об Иване Грозном как о кровавом чудовище. И это не  удивительно.

Как писал известный русский историк Николай Тарберг, Карамзин буквально ненавидел грозного царя. И в то же время он преклонялся перед западноевропейскими тиранами. С некоторыми из них он успел познакомиться, путешествуя по Европе. Например, он восхищался Бонапартом, а Робеспьер вызывал у него благоговение.

Многие серьезные исследователи “истории” Карамзина говорили, что она скорее является некой художественной интерпретацией событий, чем беспристрастным историческим анализом. И, тем не менее, именно эта художественная интерпретация  стала официальной версией Российской истории.

Надо сказать, что прозвище «Грозный», которое историки эксплуатируют уже не одно столетие, Иван Васильевич получил от своих современников. Не за жестокость по отношению к своим подданным, а за страх, который он внушал врагам России. Причем это был не первый случай в русской истории.

Например, дед Ивана IV (тоже Иоанн Васильевич) также был прозван “Грозным”. Или тверской князь Дмитрий Михайлович, которого враги называли – Дмитрий Грозные очи.

Однако сегодня мы придерживаемся той исторической версии, которую когда-то придумали чужеземцы, то есть смотрим на свое прошлое глазами бывших и нынешних врагов России.

Когда историки пишут о так называемой беспримерной жестокости Ивана Грозного, непонятно как они это согласовывают с историческими фактами. Из сохранившихся документов известно, что за пятьдесят лет правления Грозного к смертной казни было приговорено не больше пяти тысяч человек. Подавляющее большинство казненных названо в документах поименно. Эти люди были виноваты ни в каких-то мифических, а вполне реальных заговорах, изменах и других преступлениях.

В это же самое время так называемые просвещенные европейские монархи и за более мелкие преступления истребляли своих подданных десятками тысяч. Например, в Англии в первой половине шестнадцатого века только за бродяжничество было повешено семьдесят тысяч человек. А в Германии в 1655 году при подавлении крестьянского бунта немецкие власти уничтожили сто тысяч человек.

Мало кто знает, что в России эпоха Ивана Грозного считалась наименее кровавой. Смертной казни приговаривали только за шесть особо тяжких преступлений: убийства, изнасилования, содомию, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма и государственную измену. А во времена правления Романовых эта цифра увеличилась в десятки раз. Например, при царе Алексее Михайловиче смертной казнью карали уже за восемьдесят видов преступлений. А при Петре I аж за сто двадцать видов.

Но, не смотря на все эти факты, историки до сих пор продолжают укреплять мифы об Иване Грозном придуманные Курбским и его единомышленниками. Эпоха Ивана Грозного как наиболее интересная для многих ученых включала в себя немало научных работ. Но эти сочинения, как и труды Карамзина скорее надо считать литературным творчеством, чем серьезным научным исследованием.

Когда родился Иван Грозный?

До нашего времени практически не сохранилось не только документов Ивана Грозного, но и его личных вещей. Сегодня лишь несколько предметов можно с уверенностью считать личными вещами Ивана Грозного.

Трон Ивана ГрозногоОдин из них – это престол Ивана Грозного, полностью покрытый резными пластинами из слоновой кости. Точная копия престола хранится в музее-заповеднике Александровская Слобода. Считается, что престол был изготовлен в Европе специально для Ивана IV, а затем привезен в Москву.

В 2006 году изображения на резных пластинах покрывающих царское кресло изучили российские ученые Анатолий Фоменко и Глеб Носовский, и обнаружили среди них зодиак с гороскопом.

ГороскопСегодня многие ошибочно полагают, что гороскопы связаны исключительно с астрологией, гаданиям по звездам, предсказаниям судьбы и другими подобными занятиями далекими от науки. Но на самом деле это не так. В средние века гороскопы применялись для записи дат. На этих изображениях показано расположение планет по созвездиям небесного зодиака в тот или иной момент времени.

Например, известно, что за алтарями средневековых немецких церквей иногда даже устанавливались особые зодиакальные часы. На них каждый день выставлялись на обозрение горожан положение планет в созвездиях.

Фоменко и Носовский предположили, раз гороскоп помещен на престол русского царя, значит, дата, зашифрованная в гороскопе должна иметь к нему непосредственное отношение. Расшифровав гороскоп с помощью своих методов, созданных для датировки зодиаков, они обнаружили, что на троне Грозного записана дата – 9 февраля 1526 года. На первый взгляд это никак не вяжется с его стандартной биографией.

Мы знаем из официальной истории, что даты жизни Ивана Грозного это 1530-1584 годы. В то же время мы знаем, что в западной Европе где, как считается, специально для Ивана Грозного, был изготовлен трон, обычно записывали с помощью гороскопов дни рождения самодержцев. Поэтому естественно считать, что в данном случае на троне Ивана Грозного записана дата его рождения. Получается, что великий царь Иван Васильевич Грозный родился 9 февраля 1526 года.

Но ведь официальная дата рождения Ивана Васильевича  – 1530 год указана во многих летописях. Разве могли древние летописцы допустить такую ошибку, причем все сразу? Ведь рождение царевича наследника престола долгожданного сына Василия III было большим событием и отмечалось по всей стране. Скорее всего, все эти летописи, как и большинство документов которыми располагала эпоха Ивана Грозного, были отредактированы уже во времена Романовых.

Но если Иван Грозный действительно родился 9 февраля 1526 года, то это объясняет некоторые странности в его общепринятой биографии. Например, летописи сообщают, что в ноябре 1530 года Великий Князь Василий III и Великая Княгиня Елена вместе со своим сыном, царевичем Иоанном присутствовали при освящении церкви «Святой Великомученицы Праскевы Пятницы».

По официальной версии Ивану было всего три месяца отроду. Но освящение церкви – это довольно длительный обряд, который совершается при большом скоплении народа. Неужели Великий Князь мог так рисковать своим единственным наследником? А вот если царевич родился в 1526 году, то на этот момент ему исполнилось уже четыре года, и нет ничего удивительного, что родители взяли его с собой. Ведь четыре года – это начало сознательного возраста у детей. Именно в это время начинает формироваться их мировоззрение.

Предположение Фоменко и Носовского о правильной дате рождения Ивана Грозного можно проверить с помощью православных святцев. Известно, что на Руси при крещении ребенка ему давали не произвольное имя, а имя святого, день памяти которого был близок ко дню рождения младенца. А у Московских правителей до конца шестнадцатого века были и крестные имена и царские. Например, у Ивана III крестное имя было – Тимофей, а у Василия III – Гавриил. Какое же крестное имя было у Ивана IV?

Известно, что Иван Грозный был писателем, и некоторые свои произведения он подписывал именем – Парфений. Откуда взялось такое имя – это загадка. Сейчас мы можем эту загадку разгадать. Дело в том, что имя Парфений прекрасно соответствует выбранной дате 9 февраля. День памяти преподобного Парфения всего один раз в году – это седьмое февраля старого стиля. Разница всего в два дня. Отсюда следует, что имя Парфений было крестным именем Ивана Грозного.




Скептики могут возразить: какая, в сущности, разница, когда родился Иван Грозный в 1530 году или на четыре года раньше? Что это меняет?

Это должно изменить наше отношение к той версии русской истории шестнадцатого века, к которой относится эпоха Ивана Грозного, и которую отстаивают современные историки. Если они ошиблись даже в такой простой, но важной датировке как дата рождения самого Ивана Грозного, то вряд ли им можно безоговорочно доверять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *