Четыре аспекта этической теории современности

Аспекты этической теорииПри анализе любой этической теории необходимо рассматривать ее с четырех сторон. 1. Каковы ее статус и основания? К какому авторитету она апеллирует? При рассмотрении этой стороны этической теории мы должны задаваться такими вопросами, как: что предлагает нам данная теория? Разумный практический совет, как себя вести, или он претендует на нечто большее? Претендует ли она на то, чтобы предписывать нам нормы поведения и заповеди, которым мы должны подчинятся? Так возникает следующий вопрос: на чем, согласно данной теории, основывается этика? На личном выборе моральных стандартов, который совершает каждый индивид? Или на едином мнении, существующем в данном обществе? Или на природе и эволюции? Или на государственных законах? Или на характере и заповедях бога? На каком источнике данная этическая система основывает свой авторитет?

2. Какова высшая цель этической системы? И какие общие принципы (или какой общий принцип она полагает) для достижения этой цели?

Некоторые древнегреческие философы полагали целью всей человеческой жизни высшее благо. Аристотель говорил, что такой целью должно быть счастье. Для него как для мыслителя высшее благо состояло в теоретических штудиях. Для достижения высшего блага человек должен жить жизнью благородного господина, обслуживаемого рабами, обязанными выполнять за него обычные хозяйственные дела. Стоики считали высшим благом жизнь в соответствии с всеобщим разумом, пронизывающим Вселенную. Эпикурейцы считали высшим благом удовольствие, Платон видел его в созерцании Блага. Марксисты ставили своей целью достижение коммунистического рая. Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы, анализируя любую этическую теорию, выявлять полагаемое ею, высшее благо или цель, на которые должны быть направлены все наши усилия, а также общие принципы, следование которым обеспечит достижение этой цели.

3. Какие конкретные правила устанавливаются в данной этической системе для регулирования поступков человека в его обычной каждодневной жизни?

Удовольствуется ли данная теория каким-нибудь общим правилом, вроде: « Следует вести себя наилучшим образом в любой жизненной ситуации», или она устанавливает какие-то конкретные правила, которые нужно соблюдать в отношениях с любимым человеком – при ухаживании или жизни в браке; в отношениях с коллегами по работе, работниками социальной сферы, медиками, политиками, а также в экономических отношениях, связанных с вопросами собственности и социальной защиты?

4. Какие рекомендации дает данная теория для приложения ее общих принципов конкретных правил в реальных сложных жизненных ситуациях?

Во многих ситуациях принятие решения не составляет особого труда (хотя иногда выполнение этого решения оказывается очень сложным). Можно ли списывать во время экзаменов? Честному человеку ответ на этот вопрос кажется очевидным. Можно ли своровать кошелек у своего одноклассника? Наверное, можно было бы, но нужно ли это делать? Правило «Не укради!» является совершенно однозначным. С другой стороны, все мы, конечно, верим в честность и справедливость. Но, когда дело доходит до конкретных ситуаций, не всегда легко определить, какое решение будет справедливым. Как в этом случае знание статуса и оснований этической теории, ее общих принципов и конкретных правил может помочь в принятии правильных решений?

Для иллюстрации эффективности выделения четырех указанных выше уровней этической теории обратимся к примерам из медицинской этики. Во многих странах, на протяжении столетий, каждый врач, приступая к своему труду, дает так называемую клятву Гиппократа.

Медицинская этика, как пример иллюстрации этической теории

В этой клятве ничего не говорится о применении конкретных лекарств или способов лечения. Ее цель в том, чтобы начинающий врач осознал необходимость следования этическим нормам практической медицины. Рассмотрим содержание клятвы в соответствии с нашей четырехчастотной схемой.

1. Статус и авторитет медицинской этики

Первое что следует отметить, анализируя клятву Гиппократа, это то, что человек, посвящаемый в медики, признает Бога или богов, которые должны засвидетельствовать его обещание соблюдать медицинскую этику, содержащуюся в клятве. Кроме того, он призывает Бога или богов наказать его в случае, если он ее нарушит. Совершенн6о очевидно, что основанием и авторитетом, стоящим за медицинской этикой, является Бог или боги.

2. Общий принцип и цель медицинской этики

Жизнь пациента – главная ценность. Деятельность врача должна быть направлена на сохранение жизни пациента и его лечение.

3. Конкретные правила медицинской этики

Врач не может использовать свои знания и умения для того, чтобы навредить человеку или вызвать его смерть; врач не должен злоупотреблять доверием своих пациентов и сообщать подробности, касающиеся состояния их здоровья, посторонним.

4. Связь между основаниями, общими принципами и целью медицинской этики, с одной стороны, и конкретными правилами принятия практических решений – с другой.

Тут следует задаться такими вопросами, как: допустимо ли в сфере клятвы Гиппократа, чтобы врач, желая положить конец страданиям смертельно больного пациента, сознательно предпринимал такие меры, которые вызовут смерть этого пациента? Допустимо ли, чтобы врач помогал такому пациенту покончить жизнь самоубийством?

Или представьте себе, что врач обнаруживает, что его пациент унаследовал заболевание, которое проявляется только в зрелом возрасте в виде тяжелой болезни, заканчивающейся летальным исходом. Если компания, в которой его пациент застраховал свою жизнь, узнает о его болезни, то она прервет с ним договор, и никакая другая компания не захочет иметь с ним дело. Если страховая компания предложит большой гонорар за предоставление информации о наследственности пациента, то, как должен повести себя его врач, связанный клятвой Гиппократа?






Этот короткий комментарий клятвы Гиппократа и ее связи с вопросами практической медицинской этики показывает, что наши представления, — во-первых, о статусе, основаниях и авторитете этической системы; во-вторых, о правилах, относящихся к разнообразным сферам человеческой деятельности, — имеют прямое отношение к реальным жизненным ситуациям, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


3 + 5 =