До сих пор мы обсуждали проблему боли и страдания преимущественно в контексте человеческого рода в целом, а также отношения человечества к земле и мирозданию. И это абсолютно необходимая перспектива анализа. Существенная часть этой проблемы связана с тем, что на Земле происходит огромное количество природных катастроф. Эти катастрофы случаются постоянно и оказывают воздействие на многих людей, а иногда – на несколько поколений людей. То же самое можно сказать о болезнях, которые поражают человечество, таких, как рак, диабет, сердечнососудистые заболевания. Несмотря на то, что в понимании происхождения и способах лечения этих болезней достигнут значительный прогресс, человеку, страдающему каким-то тяжелым недугом, приходится мириться с тем, что средство полного излечения от его болезни не будет найдено при его жизни.
Как ему относиться к этой ситуации? Человек живет сравнительно недолго, и когда его жизни – его единственной жизни – угрожает преждевременная смерть, а остаток дней омрачен постоянной борьбой с болью, немощью и страхом, то обсуждение проблемы боли и страдания в контексте истории и будущего человеческого рода в целом, кажется больному не только не относящимся к делу, но еще и обидным и жестоким.
В Библии говорится не только о надежде для всего человечества, но и для каждой отдельной частицы творения. Библия обещает, что наступит время восстановления (совершения всего), когда «… и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне»
С другой стороны, Библия не является программой в духе тоталитарной утопии, которая обещает рай всему человечеству без разбора и одновременно совершенно игнорирует текущие страдания отдельных людей. Напротив, забота Бога об отдельном человеке нашла свое выражение в высказываниях Христа. В его словах не была провозглашена такая безоглядная забота об его творениях, которая предохраняла бы их от любого малейшего ущерба. Однако важно то, что он сказал, что бога волнует падение каждого человека: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий (мелкая монета)? И ни одна из них не упадет на землю без воли отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц»
Затем в Библии провозглашается, что у Бога есть – и всегда был – замысел искупления, достаточно обширный, чтобы покрыть всю человеческую историю, включая последнее поколение людей, достичь краев мироздания, конца времени и перейти в вечность. Но его не в меньшей степени заботит и каждый отдельный человек, принадлежащий каждому поколению; именно поэтому столь значим порядок, в котором, согласно Библии, будет протекать процесс искупления.
Порядок искупления
Для того чтобы понять порядок искупления, целесообразно вернуться к рассказу из книги Бытия и к порядку событий, произошедших сразу же после проступка Адама и Евы. Именно порядок этих событий (наряду с другими их аспектами) передает дух рассказа.
-
Инициатива Бога в преодолении чувства отчуждения человека
Совершив свой поступок, как мы помним, Адам и Ева почувствовали стыд и вину и, гонимые страхом, попытались спрятаться от Бога. Тогда Бог взял на себя инициативу установления с ними контакта, для того чтобы снять возникшее у них чувство отчуждения, избавить их от стыда, даровать им прощение и уверить их в том, что он их принимает. Это не означало, что он хотел преуменьшить тяжесть их греха или, что он хотел его просто «замазать». Он явил им список физических, психологических и социальных последствий их греха и наказаний, которые они должны за него понести. Но затем «…сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их». И это было не просто практической мерой: это было исключительно важное символическое действие. Человек – отчасти животное, отчасти – дух. Но из-за своего падения Адам и Ева болезненно ощутили и свою причастность плотскому началу, и низменность своего духа и потому невозможность оставаться в присутствии Божьем. Бог сам нашел способ, как помочь им в этом глубоко личном страдании. Он пожертвовал невинное животное и использовал его шкуру, чтобы одеть провинившихся людей.
Без этого жеста со стороны Бога, боль и страдания, которые им пришлось бы перенести в результате своего греха, наряду с перспективой физической смерти, могли оказаться психологически невыносимыми. Но теперь, какая бы боль их, ни мучила, они знали, что Бог не отвернулся от них. Он сам их одел и сделал так, что они почувствовали, что он принял их в свое присутствие. Бог был для них. Их ждет окончательное освобождение и искупление.
Повторяющаяся метафора
Одежды для Адама и Евы послужили моделью и метафорой, которые многократно использовались на протяжении веков. Так, еврейский поэт и пророк Исайя описывает, как искупленные люди воспевают свою благодарность Богу: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством»
В притче о блудном сыне Христос описывает, как блудный сын явился домой в грязных лохмотьях, натерпевшись стыда и немилости, а его отец «…сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его…»
В насыщенном метафорами откровении об искупленных людях говорится так: «…они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца; за это они пребывают ныне пред престолом Бога…»
И эта же имеющая вековую историю метафора, переведенная на прямолинейный язык Нового Завета, принимает такую форму: «…Бог во Христе примирил с собою мир, не вменяя людям преступления их.…Не знавшего греха он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в нем сделались праведными перед Богом». «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». Такова для любого поколения первая стадия искупления. Христианская Благая весть отнюдь не означает, что, уверовав во Христа, мы никогда не будем страдать от боли, депрессии, болезней, и что мы никогда не умрем. Но она означает, что Бог ждет каждого желающего, чтобы провести его через первую стадию искупления здесь и сейчас: через личное примирение и мир с Богом, чтобы он получил уверенность, что Бог никогда нас не отвергнет, потому что во Христе Бог – для нас. «…Если Бог за нас, кто против нас? Тот, который сына своего не пощадил, но предал его за всех нас, как с ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: он и одесную Бога, он и ходатайствует за нас». Именно эта уверенность в мире с Богом абсолютно снимает остроту любых страданий и боли, которые являются результатом временных следствий нашего собственного греха и греховности мира, и кардинально изменяет их смысл. Более того, любовь к нам Бога, выразившаяся в том, что он отдал нам своего сына, чтобы он умер за нас, приносит в душу верующего глубокую уверенность и даже чувство торжества перед лицом природного и морального зла, с которыми он сталкивается: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: «за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»
-
Инициатива Бога дать человеку надежду на будущее
Вернемся к рассказу из книги Бытия. Бог не только примирил с собой Адама и Еву: он внушил им надежду. Изначально Бог сказал им, что непослушание приведет к смерти. Посланец Сатаны сказал им, что этого не произойдет. Они сделали свой выбор. И ошиблись. Ради их собственного благополучия нельзя было допустить, чтобы они не познали на своем собственном опыте последствий своего выбора. Если бы каждый раз, когда мы делаем неправильный выбор, кто-то вмешивался бы и чудесным образом спасал нас от последствий нашего выбора, то это превратило бы мир в нереальную сказочную страну, а мы никогда не научились бы пользоваться своей способностью, делать выбор. Более того, поскольку Бог серьезно предупредил Адама и Еву, что они умрут, если вкусят запретный плод, то как бы они научились верить Божьему слову, если бы он затем присоединился к посланнику Сатаны и уверил их, что, ослушавшись запрета, они не умрут?
Таким образом, он столкнулись с мрачной перспективой физической смерти. Однако тут же Бог внушил им надежду, так как обещал, что потомство («семя») женщины будет поражать змея в голову, хотя змей будет жалить ее потомство в пяту.
Это обещание обнадеживало Еву и делало ее дальнейшую жизнь осмысленной. Несмотря на то, что материнство будет сопряжено с болью, ее стоит переносить. У ее потомства есть будущее. Человечество должно, рано или поздно, восторжествовать над смертью, на которую его обрек искуситель. Адам, сообщается в Библии, немедленно понял следствия, которые вытекали из слов Бога, и, поверив ему, «…нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих»
Именно эта надежда утешает, вдохновляет и до сих пор поддерживает каждого верующего во Христа перед лицом несчастий, болезней, боли и смерти. Только теперь эта надежда, верят они, уже была исполнена в той мере, о какой Ева никогда не мечтала, и впоследствии она будет исполнена абсолютно. Ведь они осознают, что, использовав понятие «семя» женщины, Бог предрек пришествие в мир Сына Божьего. Рожденный от Девы Марии, он должен стать подлинным человеком, не переставая при этом быть Богом. Посредством своей смерти и воскресения он покажет, что физическая смерть не является концом человечества. Он, говорится в Новом Завете, разрушил смерть и явил «жизнь и нетление через благовестие». Последнее слово не за смертью. Телесное воскресение Христа – это начало восстановления человеческого рода и всего творения.
Посредством своей смерти и воскресения он освобождает тех, кто ему верит, от страха смерти.
В Библии об этом говорится так: «А как дети причастны плоти и крови, то и он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть Диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству».
Для понимания отрывка следует учесть следующее. В нем не говорится, что те, кто верит Христу, не боятся болезней и сильной боли и их не страшит физическая смерть. Боязнь этих вещей – это естественная автоматическая реакция человеческого организма, часть механизма самосохранения. Сама наша природа восстает против смерти. Христос освобождает своих людей от самой смерти и того, что за ней следует.
Дьявол внушает людям страх смерти по двум разнонаправленным причинам.
- Он заставляет некоторых людей поверить, что после смерти ничего нет. Следовательно, эта, настоящая, жизнь – единственное, что существует. Поэтому некоторые люди жертвуют верностью Богу, истине, вере, чести, принципу, опускаясь до постыдного предательства, если оно сохраняет им физическую жизнь. Страх смерти вынуждает их на моральное рабство и бесчестие.
- Других людей дьявол запугивает страшным судом и наказаниями, которые будут им определены.
Смерть Христа и его Воскресение, как подлинного человека, освобождают верующих в него от первого из этих страхов. Они освобождают верующих от глухой безнадежности, которая может настигнуть любого человека, переживающего смерть близких, поскольку им известно, что их умершие близкие «вышли из тела» и «водворились у господа», или, как сказал Христос, находятся с ним в раю. Именно этим освобождением можно объяснить секрет храбрости христианских мучеников, которые готовы скорее умереть, чем отречься от Христа.
Смерть Христа также освобождает верующих в него от второго из страхов, внушаемых дьяволом. Бог уверил их в том, что Христос посредством своей искупительной смерти полностью расплатился за их грехи. Физическая смерть наступает лишь однажды. А страшный суд совершается после смерти. Искупительная смерть Христа покрывает каждый грех, который будет рассмотрен на страшном суде. Следовательно, верующий уверен, что «…как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принесши себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих его во спасение». А Христос, который сам будет судить на страшном суде, провозглашает: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово мое и верующий в пославшего меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь»
Телесное воскресение Христа позволяет каждому верующему испытывать уверенность в том, что он сам когда-то тоже воскреснет в теле.
В Библии о Воскресении Христа говорится как о первых плодах грядущего великого урожая. Этот урожай созреет при втором пришествии Христа. Он коснется всех Христовых людей всех времен. Те, кто умрет до второго пришествия, будут воскрешены. А те, кто в это время будут еще живы, изменятся. Все они обретут тела, подобные славному телу Христа.
Аргументация против идеи телесного воскресения
Некоторые считают, что эта идея абсурдна, так как, когда мы умираем, клетки нашего тела деградируют, распадаются и становятся частью окружающей среды. Поэтому они вполне могут стать частью животных или даже других людей. Можно ли в таком случае, говорить о телесно воскресении мертвых? – рассуждают они. Но это возражение не учитывает некоторые важные факты.
Начнем с того, что, когда мы умираем, атомы нашего тела действительно рассеиваются. Но надо учесть и то, что клетки (а, следовательно, и атомы) нашего тела меняются постоянно. Ни одной из клеток моего тела, присутствующих в нем сегодня, не было в нем десять лет тому назад (за исключением, возможно, определенных специализированных клеток головного мозга). Но, несмотря на это постоянное изменение и замещение атомов и клеток и процессы старения, формальная тождественность моего тела сохраняется. Очевидным доказательством тому являются отпечатки пальцев. Отпечатки пальцев, которые абсолютно индивидуальны, сохраняются у человека на протяжении всей его жизни (если, разумеется, они не разрушаются в результате серьезной травмы). Этот факт, впервые продемонстрированный Фрэнсисом Гальтоном в 1888 году, играет решающую роль в идентификации преступника. То же самое можно сказать и об идентификации с помощью ДНК.
Всемогущему и Всеведущему Богу известно «кодирование», отвечающее за идентичность тела каждого человека, который когда-либо жил на этой Земле. При воскресении у Бога не будет проблем с определением атомов или какой-либо другой субстанции, с помощью которой кодируется телесная идентичность любого человека. В результате любой верующий обретет тело, подобное славному воскресшему телу Христа (и потому будет обладать способностями и достоинствами, которыми наши теперешние тела не обладают). Но каждого человека можно будет идентифицировать здесь, на Земле.
Практический вывод
Поскольку каждому верующему известно, что он обязательно воскреснет в теле, то он делает вывод о том, что жить в нашем земном теле стоит и стоит максимально использовать все свои способности, всю свою энергию и извлекать максимум из жизненных обстоятельств, несмотря на страдания и боль, несмотря на грядущую смерть. «Итак,… будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом»
Другими словами, хотя наши земные тела унаследованы от падшего рода, подвержены разложению и смерти, все наши дела, осуществляемые в нашем земном теле, имеют значение для вечности.